Владимир Андропов: жизнь, расписанная по нотам

<p>Со сцены звучали поздравления юбиляру, направленные премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, министром культуры Ольгой Любимовой, мэром Москвы Сергеем Собяниным, гендиректором Большого театра Владимиром Уриным, в котором маэстро до прихода в оркестр служил более сорока лет, а также коллегами из других творческих коллективов.</p><p> То, что зал был неполон, не должно никого удивлять – санитарные меры, связанные с пандемией коронавирусной инфекции, продолжают секвестировать не только спортивную, но и культурную жизнь страны. Обидно только традиционное невнимание нашего ТВ к столь прославленному коллективу, коим уже давно является, по сути, лучший на сегодня национальный оркестр осиповцев.</p><p> Программа, обозначенная на афише, которую, как выяснилось, Владимир Андропов вместе со своими помощниками вынужден был верстать накануне до полуночи, едва не была сорвана опять же карантином. На самоизоляцию внезапно ушел целый коллектив участников – а это ни много ни мало, а артисты Государственной академической капеллы России имени А.А. Юрлова. А куда же без него, когда в программе значились два мировых хита – «Хор иудеев» из оперы Д. Верди «Набукко» и легендарные «Половецкие пляски» из бородинского «Князя Игоря»! Выручил своего многолетнего друга народный артист РФ Валерий Полянский, которого не зря называют подлинным Караяном хорового дирижирования. Руководимый им Государственный камерный хор не только мастерски вписался в задуманную программу, но и перевыполнил ее, поздравив юбиляра традиционным пением «Многая лета». </p><p> Музыкальные критики справедливо считают, что лишь замечательному коллективу осиповцев выпадает творческое счастье вместить в концертный зал широкое и столь близкое каждому соотечественнику русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольными звуками рожка, пшеничной спелостью балалаек в наши сердца проникает музыка, дарящая нам Россию. И так уже в течение более ста лет. Прошедший концерт лишний раз доказал, что творческая палитра коллектива выходит далеко за рамки возможного. Счастливцы, попавшие в этот вечер в концертный зал, были вознаграждены не только мелодиями Михаила Глинки и Василия Калинникова, Яна Сибелиуса и Николая Будашкина, но традиционными русскими народными песнями. Любовь Владимира Андропова к различным музыкальным жанрам получила свое яркое воплощение исполнением музыкантами оркестра «Венецианского карнавала» Никколо Паганини и «Одинокого пастуха» Джеймса Ласта. Бурный восторг зала вызвало исполнение трио балалаечников «Шмелиного буги», которое наверняка одобрил бы автор первоисточника сам Николай Андреевич Римский-Корсаков. </p><p> В беседе с «Веком» Владимир Андропов рассказал о том, с каким без преувеличения оглушительным успехом публика всегда встречает руководимый им коллектив не только в России, но и за рубежом. В Хельсинки, вспоминает он, выступали вместе с местными артистами в одном из лучших концертных залов на 3 тыс. мест и в других залах. Нас пугали, что, мол, из-за санкций люди к нам не придут. К тому же с нами гастролировала питерская певица Елена Путина, да еще и при дирижере Андропове. Я даже пошутил: «Не бойтесь, Косыгина и Брежнева не будет»… Все прошло на ура. Последний концерт состоялся в городке Иматра с населением 32 тыс. человек. Так вот, несмотря теперь уже на наши опасения, и здесь был аншлаг. Из Финляндии мы полетели в Ханты-Мансийск, Нефтеюганск и Сургут, где по определению билеты на наши концерты разлетелись как горячие пирожки. </p><p><b>- Владимир Павлович, если сравнивать зрительский интерес к Вашему коллективу со стороны зарубежного слушателя, то в каких странах он был самым впечатляющим?</b></p><p>- Нас всюду принимают одинаково тепло. Разве что сейчас кое-где зрителей пугают санкциями. Вспоминаю наши гастроли с проектом Михаила Швыдкого «Фестиваль славянских культур» в Страсбурге, Париже и Нью-Йорке. С оркестром тогда выступали помимо наших со-листов представители Польши, Чехии, Словакии… Исполняли произведения славянских авторов. Принимали везде блестяще! Лишний раз смог убедиться в том, как настоящее трогающее душу искусство становится послом доброй воли. </p><p><b>- Вы ведь не первый дирижер Большого театра, вставший за пульт оркестра народных инструментов? Известно, что в свое время им дирижировал и легендарный Николай Голованов.</b></p><p>- Мои взаимоотношения с оркестром им. Осипова могли начаться еще более сорока лет назад, когда ушел его худрук Виктор Дубровский. Я, надо сказать, весьма успешно продирижировал тогда этим оркестром, но, познакомившись ближе с его корифеями — гусляршей и композитором Верой Городовской, балалаечником Анатолием Тихоновым и другими виртуозами, честно себе признался: «Нет, пока этот коллектив не для меня. Мне сюда еще рано». По приглашению Минкультуры согласился вернуться сюда, лишь когда почувствовал, что мне поможет накопленный годами громадный опыт работы в Большом театре, где, кстати, я начал седеть уже через год. </p><p><b>- Расскажите, как начиналась Ваша творческая биография.</b></p><p> - В Большой театр я прошел по конкурсу в числе 15 соискателей. Приехал из Минска, где работал музыкальным руководителем оркестра киностудии «Беларусьфильм». Год менял свою минскую однушку на Москву. Кстати, получил я ее там не как музыкант, а как спортсмен. </p><p><b>- Как спортсмен?..</b></p><p> - А чему вы удивляетесь? Дирижеру при его физической нагрузке совсем не помешают занятия спортом. К тому же я входил в сборную СССР по бадминтону. Кстати, как «сборник» я получал в разы большую зарплату, чем на преподавательской работе в консерватории. И плюс талоны на бесплатное питание. Хорошо, что «спортивные» деньги тогда не перевесили моего желания продолжить жизнь в искусстве. Между прочим, спортивная закалка очень помогает и по сей день в моей дирижерской работе — ведь основная нагрузка ложится на руки, ладони которых у меня уже в юности описывали виртуозные пассажи, ставя в тупик соперников. </p><p><b>- Мысленно окидывая прошлое оркестра, кого из Ваших предшественников Вы бы поставили на первое место?</b></p><p> - Все они профессионалы высочайшего уровня, но наибольшее впечатление на меня произвела творческая судьба музыканта экстра-класса Виктора Павловича Дубровского, который руководил коллективом в течение 15 лет. Он привнес в репертуар оркестра очень много замечательных симфонических произведений, при нем библиотека коллектива пополнилась большим количеством ценной музыкальной литературы. Памятен его постулат относиться к фольклорной музыке не как к музейному экспонату с табличкой «Руками не трогать». «Нет, — говорил он, — трогать, обязательно. Живыми, тёплыми человеческими руками. Не превращать их ни в коем случае в нафталинные реликвии». Николай Николаевич Калинин внес значительный вклад в качестве великолепного просветителя, он активно занимался улучшением работы детских музыкальных школ, возглавлял Российское музыкальное общество. Конечно, интересной была и судьба человека, именем которого назван оркестр — Николая Петровича Осипова. Возглавив коллектив в 1940 году, в военные годы он сделал все, чтобы оркестр не растерял свои уникальные кадры: несмотря на трудности, артисты выезжали малым составом на передовую, выступали в госпиталях. Жаль, судьба ему отвела на работу с оркестром совсем немного — он ушел из жизни в День Победы, 9 мая 1945 года.</p><p> </p><p><b>- Еще, казалось бы, недавно Вы стояли за пультом оркестра Большого театра, где в Вашем послужном списке до двух десятков оперных и балетных спектаклей, не считая лично поставленных. Сегодня дирижируете оркестром народных инструментов. Кстати, эту разницу Вы ощущаете?</b></p><p>- Отвечу вам словами выдающегося дирижера Евгения Федоровича Светланова: «Нет дирижеров симфонического оркестра, духового, народного. Есть хорошие и плохие дирижеры». Вы думаете, я не задавал себе вопрос: зачем я иду в этот оркестр? Но статус коллектива в музыкальном мире настолько высок, что каждый становящийся здесь за дирижерский пульт ощущает себя патриотом великой страны. Оркестр Осипова, если хотите, — это флаг страны! </p><p><b>- У Вас такая богатая биография. Нет ли желания сесть за мемуары?</b></p><p>- Желание есть, но что-то останавливает. Ведь это будет означать уже какое-то подведение итогов. А планов немерено. Я знаю, что останавливаться нельзя. Кто-то из великих французов сказал: «Если у тебя есть мастерства на 100 тыс. франков, купи его еще на пять су…»</p>