Войти в почту

«Дюна» Дени Вильнева: во-первых, это красиво

«Дюна» Дени Вильнева: во-первых, это красиво

«Дюна» Дени Вильнева: во-первых, это красиво
© Peopletalk

В российском прокате наконец стартовала «Дюна» – фантастическая драма по мотивам одноименного романа Фрэнка Герберта, не раз экранизированного, но ни разу удачно. Попасть в цель в свое время не удалось ни Дэвиду Линчу (1984), ни Алехандро Ходоровски (его работа и вовсе не увидела свет). Поэтому на Дени Вильнева, однажды уже подарившего нам «Бегущего по лезвию 2049» и «Прибытие», кажется, была возложена особая ответственность: обязывал и впечатляющий актерский состав в лице Тимоти Шаламе, Зендаи, Ребекки Фергюсон, Оскара Айзека, Хавьера Бардема и других, справившихся, к слову, со своими ролями на отлично, и бюджет в $ 165 миллионов, и само содержание книги, еще с момента публикации считающееся сложным для киноадаптации из-за широты повествования.

Вообще, перенести историю Пола Атрейдеса на экран Дени Вильнев мечтал еще с подростковых лет, когда впервые прочитал роман. Он рисовал главного героя верхом на песчаных червях, воспринимал книгу «почти как руководство к жизни», использовал цитату оттуда как мантру («Я не должен бояться. Страх – убийца разума. Страх – маленькая смерть, которая полностью уничтожает. Я посмотрю в лицо своему страху»), а теперь признается, что «Дюна» стала самым сложным, что он когда-либо делал. Сложным, но, пожалуй, более чем достойным.

«Дюна»

Во-первых, это очень красиво. От песчаных пейзажей (казалось бы, просто пустыня) здесь захватывает дух, усовершенствованные технологии выглядят волшебством, да и просто смотреть на такой звездный каст даже два с половиной часа приятно. При этом дальше масштабных пейзажей в визуальной составляющей Дени Вильнев заходит редко, поэтому впечатляющих драк или взрывов, сносящих планеты, ждать не стоит. В конце концов, это и не боевик, да и режиссер, пожалуй, как настоящий поклонник самого романа, практически не отходил от исходного текста, в котором немаловажную и большую роль играют монологи, а не сражения. И даже если из-за этого местами страдает динамика, то это можно простить хотя бы за сохранение каноничности вселенной «Дюны», чего не смог сделать Дэвид Линч с бластерами и мечами. За что, впрочем, и неоднократно критиковался.

На самом деле это кино достаточно предсказуемо, но настолько доведено в деталях до совершенства, что потребность современного зрителя в маломальской интриге отходит на второй план. Тем, кто читал роман, «Дюна» Дени Вильнева может показаться скучной, зато остальные точно не выйдут из зала с кучей вопросов, на которые так и не даны ответы. И в этом плане один из главных кинофантастов современности выдерживает тонкую грань, не скатываясь в откровенно затянутое и унылое повествование, но и не перескакивая с первой страницы на трехсотую, что при всех объемах книги смотрелось бы абсурдным.

И кстати, о деталях. При всех составляющих кажется, что «Дюна» была обречена на успех: Дени Вильнев в кресле режиссера, Джон Спэйтс («Доктор Стрэндж») и Эрик Рот («Форрест Гамп») в списке сценаристов, Грег Фрейзер («Мандалорец») в качестве оператора и неподражаемый Ханс Циммер в роли композитора, сделавшего музыку фильма не просто фоном развития действий, а будто бы одним из персонажей.

Такое внимание к оболочке могло сыграть авторам не на руку и отвлечь от того, что внутри, но и здесь фильм попадает в цель. Это серьезный, глубокий, не лишенный своей особенной красоты рассказ о боли, собственном пути, личном выборе, взрослении, утрате надежды и ее появлении, и это то, что получается показать/увидеть на экране. При этом история Пола Атрейдеса, который после предательства его семьи вынужден вместе с матерью бежать и скрываться в пустынях Арракиса (именно здесь находится драгоценный меланж, за которым охотятся все дома в империи далекого будущего) вместе с фременами, в «Дюне», которую мы увидели сейчас, только начинается. И, с одной стороны, от этого остается чувство недосказанности, с другой – приятное послевкусие начала чего-то грандиозного.

«Дюна»

Дени Вильнев, к слову, взялся за экранизацию только после того, как студии Legendary и Warner Bros. согласились разделить фильм на две части, поэтому вполне справедливым будет сказать, что это было чем-то вроде введения, за которым (хочется надеяться) нас ждет целый новый мир, в котором Пол Атрейдес все-таки пройдет свой путь от мечущегося мальчишки, которого пока не все даже воспринимают всерьез, до предводителя разрушительного движения, завоевывающего вселенную.