Актриса Виктория Пархоменко: Я чувствую, что умираю, когда не занимаюсь творчеством
- Виктория, Вы родились в небольшом городе Гулькевичи в Краснодарском крае. В какой семье Вы выросли? Чем увлекались в детстве и юности?
- В Краснодарском крае я прожила недолго, до 7 лет. Я хорошо помню и сейчас, как ходила в садик, даже один раз из него сбежала и пришла домой сама, но уже около дома меня догнала воспитательница.
Помню, как мы уже в феврале бегали босиком по улицам, как рвали фрукты с деревьев и сразу их ели, как жарили каштаны в огне, как пошла там в первый класс. Но нам пришлось переехать в Мордовию в город Рузаевка, и там я пошла во второй класс.
Там я в первый раз увидела очень много снега и не могла понять, откуда он взялся. Семья моя простая: мама учитель химии и биологии, проработала 40 лет в школе, папа строитель, но, к сожалению, его уже с нами нет.
Я с детства любила ходить во все кружки, которые были в школе. Я очень любопытный человек, училась чинить книги и умею собственноручно сделать блокнот, например, ходила на волейбол, баскетбол, шахматы, шашки, настольный теннис, посещала бассейн, изучала ориентирование на местности, как вязать различные узлы, вязание крючком, спицами, вышивание крестиком и очень любила и люблю читать. Господи, я сейчас вам отвечаю на вопрос и думаю, когда я это все успевала? Но это правда - я любила с детства учить что-то новое.
- Как Вы считаете, что сформировало Вас как личность?
- Мне кажется, что только мое упрямство. Это мое катастрофически неисправимое качество, но оно мне помогает и сейчас в жизни. Вы знаете, когда я решила поступать в театральный, мне все говорили, что я туда никогда с жизни не поступлю, что надо иметь или очень много денег, или очень хорошие знакомства.
У меня не было ни того, ни другого. Но я поступила. Сама. За что безмерно благодарна своему мастеру Народному артисту России Всеволоду Николаевичу Шиловскому и буду благодарна ему всю свою жизнь! А помогла мне что? Мое упрямство, но иногда это свое качество я называю целеустремленностью.
- В 17 лет Вы приехали в Москву и поступили в Московский институт инженеров транспорта. Почему выбрали такое направление, ведь оно совсем не связано с творчеством.
- Ох, совсем не связано, совсем. Но ответ прост: меня очень просила об этом моя мама. Она, как и все мамы на свете, переживала, что профессия актрисы не очень стабильная, что на самом деле является правдой. И очень просила меня сначала получить более практичную профессию.
Учитывая, что у меня в школе была серебряная медаль, и я очень хорошо знала алгебру, геометрию, информатику и черчение, в МГУ ПС меня взяли без экзаменов. Но даже там я не смогла себя переломить и совсем не заниматься творчеством и активной жизнью университета.
Я играла в КВН, участвовала в конкурсе Мисс МИИТа (ВУЗ тогда назывался так) и взяла там специальный приз от спонсоров, стала председателем профсоюза. Честно говоря, мне кажется, да простит меня моя мама, она надеялась, что после пяти лет учебы я забуду или передумаю поступать в театральный, но опять сыграло мое упрямство. Я закончила МИИТ, принесла диплом маме и пошла поступать в театральный. По первой профессии я не работала ни дня, но у меня есть из первого ВУЗа несколько родных людей, которые и сейчас рядом со мной, поэтому я считаю, что училась не зря, потому что люди и здоровье - это самое ценное, что есть в нашей жизни.
- В 2009 году Вы поступили во Всероссийский государственный институт кинематографии, мастерскую народного артиста России Всеволода Шиловского. ВГИК – один из театральных вузов, куда стремится попасть каждый, кто мечтает стать актером. Сложно было поступить, как проходит этот процесс?
- Я не раскрою вам секрета, когда сообщу, что все студенты, которые поступают в театральные ВУЗы, поступают сразу в несколько, потому что конкурс невообразимо большой. Я успела пройти прослушивания в Щепкинском училище и в Щукинском училище. В обоих местах я прошла до третьего тура и мне уже мастера сказали, что я не подхожу по возрасту.
Мне было уже 22 года, а основная масса абитуриентов была 17-18 лет. Мастера мне озвучили, что просто не знают, что со мной в этом возрасте дальше делать. ВГИК был третьим ВУЗом, куда я пришла. С первого тура Всеволод Николаевич меня отправил на финал. На первом туре при мне было человек 150, но это только первый день, дальше я не видела. И больше я никуда не пошла. Не знаю почему.
Я ждала два месяца, когда мне позвонят и скажут дату финала. Нервно ждала. Потому что если бы мне не позвонили, то нужно было бы ждать следующего года, а это уже 23 года и т.д. Но мне позвонили. Я пришла на финал, нас было уже 30 человек. Всеволод Николаевич настоятельно рекомендовал читать то же самое, что мы читали до финала. Я зашла в аудиторию, села на стул на сцене и успела сказать только «Представляете, сижу и тут входит кот…», как не сложно догадаться я читала отрывок из моего любимого романа «Мастер и Маргарита».
Мастер мне сказал «достаточно» и попросил выйти в коридор. Я сказала только одну фразу! Все! У меня был микроинсульт, мне кажется. Часа через два после того, как всех прослушали, в коридор вышла ассистентка и начала зачитывать список поступивших. Меня назвали примерно 12-й или 13-й по списку, а всего проступило 15. Я вам скажу, что процесс поступления в любой театральный ВУЗ - это огромное испытание. И даже если ты прошел его, никогда не надо забывать, что это только начало. Но об этом мы все узнаем потом.
- Расскажите нашим читателям немного об учебе во ВГИКе. Что запомнилось больше всего в студенческие годы?
- На этот вопрос невозможно ответить в рамках интервью. Об этом надо писать книгу. Но я попробую передать вам некоторые ощущения и воспоминания. Самое главное - это абсолютное ощущение счастья, несмотря на катастрофический недосып, потому что иногда мы спали всего по пару часов в день, чтобы отрепетировать вовремя задания и спектакли, несмотря на то, что лично я поправилась на 12 кг, и мне было некомфортно, несмотря на абсолютное отсутствие личной жизни. Я была счастлива абсолютно!
Мы все были счастливы, мы занимались любимым делом! Мы творили, придумывали постоянно какое-то сценки сами, пробовали и частенько ругались, потому что каждый из нас творческий человек со своими идеями. И постоянно учились, каждую секунду: наблюдать, анализировать, придумывать, не бояться пробовать, отпускать свои эмоции и когда это необходимо их сдерживать. ВГИК для меня место, где я всегда дышу свободной грудью, как и в церкви!
- Есть ли какие-либо литературные произведения или авторы, которые сформировали Ваш вкус и оказали влияние как на артиста?
- Я с детства много читала и соответственно фантазировала во время чтения. Скорее, некоторые книги оказали влияние на меня как на человека. Вы знаете, я очень люблю фантастику в любом ее проявлении, например, Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», Макс Фрай «Лабиринты Эхо», все произведения Клайв Льюис или «Хоббит» Джона Толкина. Может быть, поэтому у меня в голове есть мысли, что нет ничего невозможного. Надо пробовать и искать разные варианты, а тем более, если ты действительно чего-то очень хочешь! И тогда свершится волшебство.
- А были во время учебы во ВГИКе актрисы, на которых хотелось бы ровняться или быть похожей?
- Нет, никогда не хотела и не хочу. И если когда-нибудь захочу, то в этот момент я закончусь и как артистка, и как личность.
- Ваш дебют в кино состоялся в 2012 году с короткометражной ленты «Репетиция». Расскажите о данном проекте.
- Этот проект мне достался тяжело. Всеволод Николаевич не является сторонником того, чтобы студенты снимались во время учебы. Но мне он разрешил поработать с юными режиссерами. Мне было любопытно, тем более, что режиссер был из Кореи. Так случилось, что моим главным партнером был мой однокурсник и друг. Нам было легко работать, потому что мы знали друг друга очень хорошо, поэтому сняли все быстро и легко.
- Участие в каком кинопроекте Вам запомнился больше всего? Почему? Чем Вы руководствуетесь при выборе ролей?
- Я стараюсь руководствоваться и не только при выборе ролей всегда своей душой. Знаете, иногда или екает или не екает. Стараюсь откликаться тогда, когда екает. Я не могу выделить из своих 25 работ какую-то одну или две - в каждой работе есть часть моей души и иногда я чувствую себя Воланд Де Мортом. Шучу, я никого не убивала.
- Виктория, есть ли у Вас кумиры в профессии? С кем из великих людей Вы бы хотели побеседовать за обедом?
- Кумиров нет, есть актеры или актрисы, которые вызывают уважение. За трудолюбие, за настойчивость, за талант. Но их так много, что перечислять имена нет смысла.
На самом деле у каждого актера, так же как у любого человека своя по-своему сложная, местами трагическая или счастливая, но интересная судьба. А пообедать и даже выпить я бы совсем не отказалась с Фаиной Раневской. Нам было бы совсем не скучно.
- У Вас в фильмографии фигурирует достаточно много сериалов. Чем отличается игра в сериале от игры в полнометражном фильме, кроме продолжительности по времени?
- У меня нет четкого ответа на этот вопрос. Отличия работы есть только в жанрах, а не в формате сериал или полный метр. Сам процесс может отличаться при работе с разными режиссерами. Но если актер работает всегда честно и с душой, то результат непременно будет хороший.
- Виктория, представляете ли Вы себя в другой профессии? Сталкивались ли Вы с профессиональным выгоранием?
- Я не имею никакого желания даже представлять себя в другой профессии. После окончания ВГИКа я была вынуждена некоторое время работать не по профессии для того, чтобы иметь возможность снимать квартиру.
Я работала менеджером по продажам в крупных компаниях, поэтому я прекрасно знаю, что такое профессиональное выгорание. Но лично у меня оно происходило только в сфере продаж и тогда я меняла компанию. Я пробовала работать не актрисой - у меня не получается. Я чувствую, что умираю, когда не занимаюсь творчеством. Умираю и физически и морально.
- В актерской профессии зачастую возникают необычные творческие предложения. Какие были у Вас?
- Ну вот-вот начались самые интересные вопросы, да? Давайте так - я назову только одно такое предложение, потому что много, боюсь, люди не выдержат. Был случай, когда мне предложили помочиться в кадре. Не просто обозначить, а режиссер настаивал на том, чтобы это произошло на крупном плане. И это он говорил не о лице. Для каких целей это понадобилось, он объяснять отказался, так же как и объяснять, что он хочет этим кадром донести до зрителя. От проекта я отказалась и надеюсь, его не сняли.
- Как Вы думаете, в чем главный недостаток современной киноиндустрии в России? А в чем достоинства?
- Вы знаете, время. Время - главный недостаток. Я не хочу сказать, что так происходит всегда, но есть случаи, когда из-за недостатка времени не делаются дополнительные дубли, которые возможно были бы лучше, чем предыдущие. Но! Это только мое актерско-субъективное мнение, потому что иногда нам кажется, что все получилось очень плохо, а на самом деле все очень хорошо, просто мы не в состоянии во время работы это оценить. Актеры в это время не живут своей жизнью и соответственно не могут оценивать происходящее трезво. А вот главное достоинство - это смелость! Смелость режиссеров, сценаристов, актеров и всей команды! Все готовы пробовать! Главное, чтобы все эксперименты были в рамках разумного.
- Виктория, расскажите, над чем Вы работаете в настоящее время? Возможно, готовятся новые театральные и кинопроекты?
- До тех пор пока проекты не анонсированы, мы, как правило, не имеем права озвучивать их. Это является частью нашего договора. Единственное, я могу сказать, что недавно я поучаствовала в международном кинопроекте, а про театральные проекты я не говорю, потому что банально опасаюсь сглазить.
Фото: Виктория Пархоменко специально для RuNews24.ru