Семейные роуд-муви: на «Кинотавре» началась конкурсная программа

На экране двое: мать и взрослый сын, живущие в провинциальном городе. Они садятся в старый вишневый мерседес, погружают в багажник несколько венков и отправляются навещать могилы родных. Все это — фильм «День мертвых», кинодебют худрука театра «Современник» Виктора Рыжакова. Мать, сначала вечно недовольную отпрыском, играет Агриппина Стеклова. Сына, которому аудиосообщения в смартфоне куда интереснее разговоров у могил, — Александр Паль. В салоне авто висят маленькие мексиканские маски, а фоном постоянно звучат соответствующие мотивы. Так что смысл названия понимаешь с первых минут. О том, что этой историей хотел сказать Виктор Рыжаков, рассказывает он сам.

Семейные роуд-муви: на «Кинотавре» началась конкурсная программа
© BFM.RU

Виктор Рыжаков кинорежиссер «Мои отношения с матерью были очень близкими и очень непохожими на отношения героев. Конечно, внутренне мой диалог с ней продолжается. Мне кажется, я что-то не успел. В наших межчеловеческих связях есть, конечно, большое невнимание: мы все устремлены реализовать свою жизнь, нам кажется, что реализовать ее можно за счет каких-то достижений, не понимая, что главное достижение — это отношения с теми людьми, которые с тобой рядом. И сделать хотя бы одного человека в жизни счастливым— уже большое счастье. У меня буквально такая цель: чтобы после этого фильма человеку захотелось кого-то обнять, или просто помолчать, или позвонить своим близким родственникам, о которых забыл».

Кто-то упрекает «День мертвых» в излишней театральности, особенно в те моменты, когда мать и сын повышают друг на друга голос. Тематически фильм многим напомнил пиксаровский мультик «Тайна Коко». Когда «День мертвых» доберется до проката, пока неизвестно.

После «отцов и детей» от Рыжакова гостей «Кинотавра» ждали «дочки-матери» от тридцатидвухлетнего режиссера Кирилла Соколова. Его новый фильм называется «Оторви и выбрось». Впечатлениями делится кинокритик Егор Беликов.

Егор Беликов кинокритик «Если у Рыжакова разговор про смерть в российских прискорбных широтах, то у Соколова это, скорее, очередная жанровая вещь, даже не о том, что эти люди объединяются некоторым образом в семью, а некоторые, кстати говоря, не объединяются. Там речь о чем: есть три поколения женщин в одной семье: бабушка — ее играет Анна Михалкова, мать, которая сидит в тюрьме, и малолетняя дочка. Мать выходит из тюрьмы, берет с собой дочку, и бабушка вместе с неудавшимся женихом этой самой матери пытается ее вернуть, устраивая кровавую погоню с драками, перестрелками и так далее. Мне кажется, что подобное кино вышло бы про что угодно, но у Кирилла Соколова, видимо, получается только про семью. У него был очень похожий первый фильм, назывался «Папа, сдохни», который в свое время прославился как жанровый экзерсис за рубежом. Но, мне кажется, это самоповтор. Соколову можно было бы поискать какую-то другую идентификацию».

Хотя первый фильм Соколова российские критики, помнится, не оценили, после второго многие в кулуарах «Кинотавра» уже окрестили режиссера новым Ларсом фон Триером или Тарантино. Сам он после премьеры едва сдерживал эмоции и с трудом подбирал слова. Впрочем, строить прогнозы на какие-либо награды по обеим картинам пока рано: впереди еще пять конкурсных дней.