Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир

Со смерти создателя знаменитых драгоценных яиц Карла Фаберже минул уже 101 год. Российский немец по происхождению, он начинал как скромный наследник ювелирного дела отца, но сумел стать одним из крупнейших поставщиков украшений для императорского двора и прославить своё имя на века. Какой вышла история его жизни и что случилось с легендарным домом Фаберже — вспоминает «Секрет». О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже. Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице. Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение. Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы. За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1964 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1972 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки. Расцвет дома Фаберже Занимаясь ювелирным магазином и мастерской, Карл не прекратил оказывать услуги Эрмитажу. В хранилищах музея Фаберже порой находил образчики ювелирного искусства прошлых эпох, у которых было чему поучиться. Одним из них стали золотые украшения четвёртого века до нашей эры, найденные на раскопках в Керчи. Для ювелиров тогда было загадкой, как скифские умельцы смогли припаять к украшениям тонкую золотую нить и едва заметную мелкую зернь, не залив припоем весь декор. Карл Фаберже совместно со своим братом Агафоном сумели разгадать эту технику и воспроизвести украшения древних мастеров с высокой точностью. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года император Александр III обратил внимание на представленную домом Фаберже экспозицию копий скифского клада и признался, что не может отличить его творение от оригинала. Эта выставка не только принесла до этого просто успешному ювелирному дому золотую медаль и известность, но и положила начало покровительству от царской семьи Романовых. Карл получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа», что обеспечило ему поток заказов от российской знати и императорского дома и славу по всей Европе. Многие родственники Александра III в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия Фаберже в подарок. Но история настоящего триумфа бизнеса Карла началась весной 1885 года. Тогда Россия готовилась к Пасхе — и кое-кому пришла в голову мысль отметить праздник совершенно особенным украшением. Непростые яйца Считается, что первое пасхальное яйцо заказал Александр III в подарок своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Однако, по другой версии , идея яйца изначально пришла к одному из работавших на Фаберже мастеров, Михаилу Перхину. Идея была не нова — похожие сувениры находились в датской королевской сокровищнице. Яйцо должно было стать вольной интерпретацией изделия начала XVIII века, которое должно было быть хорошо знакомым императрице (по происхождению датской принцессе). Когда император узнал о новой поделке любимого ювелирного дома, оно уже было готово и даже выставлено на продажу. За выглядящее тогда довольно простым яйцо, покрытое белой эмалью, Фаберже запросил 4151 рубль. Сумма по тем временам солидная — примерно столько стоила квартира в Петербурге. Внутри яйца, получившего название «Курочка», находился «желток» из чистого золота, внутри которого был спрятан сюрприз — золотая курочка и в ней рубиновая корона. Александр III велел немедленно купить пасхальную безделицу в подарок императрице. Карлу Фаберже присвоили статус Поставщика Высочайшего Двора. Это позволяло ювелирному дому ставить российский герб (двуглавого орла) на свои изделия и вывески. Дарить пасхальные сувениры в виде драгоценных яиц Фаберже с сюрпризом внутри на долгие годы стало традицией в царской семье. Каждый год ювелирный дом удивлял императора всё более искусной работой. После смерти императора Александра поток заказов не иссяк: его наследник, Николай II, продолжил заказывать у Карла теперь уже два подарка — для жены и матери. За 30 лет Карл Фаберже и его мастера создали для царской семьи свыше 50 подарочных яиц. Кроме них известно только о пятнадцати яйцах, созданных по частному заказу. Не менее семи яиц изготовили для богатой купчихи Базановой и по одному-два — для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, племянника Альфреда Нобеля (изобретателя и филантропа, учредившего Нобелевскую премию) и одного из Ротшильдов. Эти яйца чаще всего не попадали в отчётность, так что подлинное их количество до сих пор остаётся загадкой. Слава и потрясения Изделия русского ювелира поражали современников неординарными решениями. Карл Фаберже не боялся экспериментов и часто работал с материалами, считавшимися «неювелирными»: деревом, костью, полудрагоценными камнями, смело сочетая их с золотом и бриллиантами. Его работа была настолько филигранной, что удивляла самых требовательных заказчиков. Известно, что фирма выпускала не только дорогие «игрушки» для богатых, но и изделия для потребителей со средним достатком: простые кольца и украшения, портсигары и даже медную утварь. Сегодня известно о 250 000 предметов, созданных компанией за 45 лет. Её годовой оборот достигал 1–1,2 млн рублей, что по нынешнему курсу превышает $30 млн. Карл Густавович внимательно рассматривал каждый проект, а все этапы самых сложных и дорогих заказов контролировал лично. В XX век Фаберже вступил как владелец огромной ювелирной империи с персоналом свыше 500 человек. У Дома были филиалы в Москве, Одессе, Киеве и даже в Лондоне. Только через английский филиал продали свыше 10 000 изделий. В 1916 го­ду фир­му пре­об­ра­зо­ва­ли в то­ва­ри­ще­ство с устав­ным ка­пи­та­лом 3 млн руб­лей. Основное ювелирное производство, главный магазин и контора находились в Санкт-Петербурге, в собственном доме Карла Фаберже на той же Большой Морской улице. Вместе с Карлом в фирме трудились и его взрослые дети — Евгений и Агафон, с 1898 по 1918 год фактически руководившие домом наравне с отцом. Третий сын, Александр, был руководителем московского филиала, младший, Николай, работал в лондонском. Но передать свой ювелирный дом по наследству, как ранее его отец, Карл Фаберже не смог. Планы спутала революция и последовавшие за ней перемены. В 1918 году фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе национализировали. За захваченные при этом запасы драгоценных камней и металлов, как и за готовые изделия, владельцы не получили никакой компенсации. Спасти от национализации удалось лишь небольшую долю изделий — незадолго до переворота Евгений смог вывезти их в Финляндию. Над Карлом нависла угроза ареста — новая власть рьяно взялась за обласканных при царе дельцов. В сентябре 1918 года он с одним саквояжем в руках покинул Петроград под видом курьера иностранного посольства — отправился в Ригу, а затем в Германию. Прославленный русский ювелир поселился в Берлине, но вскоре и там началась революция. Поскитавшись по немецким провинциям, в конце концов он осел в Висбадене, где и жил почти до самой своей смерти. В Европе к тому времени уже жили его супруга, невестки, шесть внуков и сын Николай. Трое других сыновей временно остались в Петрограде. Революционные потрясения, потеря бизнеса и бегство из родной для него страны подкосили здоровье Карла Фаберже. В эти годы он часто повторял «Жизни больше нет» и, казалось, совсем потерял волю к существованию. В 1920 году его настигли проблемы с сердцем. Семья перевезла Фаберже в окрестности Женевского озера — восстановиться в целебном климате, но утром 24 сентября 1920 года он скончался в швейцарской Лозанне, выкурив перед смертью полсигары. Осталась тайной судьба оставленного в России имущества Фаберже, оцениваемого в 45 млн рублей: далеко не всё попало в руки большевиков и сохранилось до наших дней. Дом после Фаберже В 1923 году из Финляндии в Париж приехал Евгений Фаберже. Там он встретился с братом Александром, успевшим при большевиках поработать экспертом Наркомпроса, но так и не прижившимся при новой власти и несколько лет пробывшим под арестом. Вместе в 1924 году они основали компанию Fabergé & Cie. Братья реставрировали и продавали изделия отца, делали украшения по собственным эскизам, заказывали в других мастерских сувениры в традициях Фаберже — и в целом умело пользовались былой славой знаменитого ювелирного дома. Группа проработала до середины пятидесятых годов. Но после окончания Второй мировой войны Евгений и Александр узнали, что в США некий Сэм Рабин ещё в 1937 году основал свою компанию Faberge Inc. Под этим брендом выпускали парфюмерию и украшения, так что выход на американские рынки для наследников Карла Фаберже был заказан. Ввязываться в долгие судебные процессы у семьи ресурсов не было, поэтому с захватчиком семейного имени решили заключить мирный договор. Рабин согласился использовать товарный знак Faberge только для производства парфюма. Однако и этот шаг не помог — вскоре бизнес сыновей Фаберже пришлось закрыть. А вот бренд Сэма продержался на плаву. Он зарегистрировал связанные с Фаберже бренды для широкого класса товаров, так что в 50-е Америку наводнили бытовые средства под маркой Imperial Eggs. В 1964 году предприниматель продал свою компанию за $26 млн Rayette (объединённая компания получила название Rayette-Fabergé Inc). Но новые хозяева не смогли возродить былую славу Фаберже, так что в последующие годы фирма переходила из рук в руки, постепенно разоряясь и теряя в цене. В 1989 году её за $1,55 млн приобрела компания Unilever. В том же году новые владельцы пригласили на должность нового главного ювелира Виктора Майера, который сумел вернуть интерес потребителей к изначально русскому бренду, в том числе копируя стиль Фаберже. В 2007 году Unilever удалось продать некогда почти умерший бизнес за $38 млн южноафриканскому бизнесмену Брайану Гилбертсону. В 2009 году фирма возобновила работу. Впрочем, о наследии Карла Фаберже в ней не забыли: как и раньше, ювелиры компании делают искусные поделки в виде яиц с сюрпризом и не только. В 2021 году фирма представила «Драконьи яйца», сделанные специально к юбилею культового сериала «Игра престолов». Статья подготовлена по материалам: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 Коллаж: «Секрет фирмы», flickr.com, Pixabay, Pixabay License , Instagram.com/faberge_museum

Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир
© Секрет Фирмы