Войти в почту

Мелодия небесной росы: Великий крезь

ИА «Удмуртия» совместно с Союзом журналистов республики при поддержке АНО «Институт развития интернета» запускает проект «Мелодия небесной росы». В цикле из четырех выпусков мы расскажем о старинных музыкальных инструментах удмуртского народа как важной составляющей фольклора самобытной культуры, ее роли в традиционном укладе жизни, участии в обрядах и праздниках, о людях, обладающих навыками игры на этих инструментах и их изготовления. Первая серия проекта посвящена крезю – удмуртскому музыкальному инструменту. Мелодия небесной росы. Крезь Напев, мелодия – так с удмуртского переводится название струнного щипкового инструмента крезь. Он существовал в двух разновидностях: бытовой и культовый. Под аккомпанемент первого исполняли песни и танцы. Особое место в народном инструментарии занимает Быдӟым или Великий крезь. Он звучал во время обрядов и общественных молений. Впервые крезь как бытовой и культовый музыкальный инструмент был зафиксирован этнографом и финно-угроведом Юрье Вихманом еще в конце XIX века в Можгинском районе Диана Антонова, этнограф, гид экскурсионного центра «Открывая Удмуртию» Традиции использования цитровидных хордофонов у финно-угров восходят к древнеуральской языковой общности, не позднее III тыс. до н.э. Самый старый предмет, фрагмент, который непосредственно связан с музыкальным инструментом крезь, находится в музее-заповеднике «Иднакар» имени М.Г. Ивановой в Глазове. Подставку под струны нашли в культурном слое жилища не позднее X века на территории, где в Средневековье располагалось городище. Фото: Кристина Берестова © Специалисты из центра Поветкина в Великом Новгороде проводят аналогию с хантыйским нарс-юхом или мансийским санквылтапом. Это струнные музыкальные инструменты ладьевидной формы. У этнографических инструментов идентичные кобылки Александр Демин, заведующий отделом археологии музея-заповедника «Иднакар» им. М.Г. Ивановой В разных культурах есть немало родственных крезю музыкальных инструментов. Некоторые схожи по конструкции, но отличаются по размеру и количеству струн. В коллекции Национального музея Удмуртии им. К. Герда можно увидеть крезь, который использовали для обучения в Центральной вотской школе с. Большой Карлыган Казанской губернии в начале XX века. Другая часть коллекции – культовые музыкальные инструменты – Бадӟым крезь. В коллекции Нацмузея хранятся два таких крезя. Они сопровождали, как правило, языческие обряды. Фото: Руслан Нуриахметов © Мы встречаем подробное описание у этнографа Макса Буха, жившего на рубеже XIX-XX веков. В его описании крезь изготовлен из тонких еловых досок и имеет полуовальную форму Диана Антонова, этнограф, гид экскурсионного центра «Открывая Удмуртию» Изготовление крезя во многом схоже с распространенным в Поволжье способом производства гуслей татар, чувашей и марийцев. Доски закаливали в горячей воде и сушили до трех лет. Струны делали из бараньих, овечьих, коровьих кишок, впоследствии из металла. Струны, числом от 14 и более, настраивались по диатоническому звукоряду и охватывали полторы, две, а иногда три октавы. Научная реконструкция крезя была выполнена музыкантом, дирижером, заслуженным деятелем искусств Удмуртии Сергеем Кунгуровым во второй половине XX века. Еще во время учебы в музыкальном училище Ижевска и Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории он знакомится с коллекцией традиционных музыкальных инструментов, которые хранились в Национальном музее республики им. К. Герда. Тогда и начинается его работа над первыми реконструкциями крезя. Всего Сергей Кунгуров изготовил десятки крезей, а также освоил инструмент как исполнитель. Он предложил открыть класс традиционных удмуртских инструментов на базе школы-интерната для особо одаренных детей. В Институте искусств и дизайна Удмуртского государственного университета также появился класс традиционной инструментальной музыки. Кунгуров стал заведующим кафедрой народных и традиционных инструментов. Сергей Кунгуров 5 фото Сергей Кунгуров занимался реконструкцией не только такого инструмента как Быдӟым крезь, но и пыж-крезь, шулан, кубыз. Также он организовал профессиональный камерный оркестр народных инструментов «Зарни крезь» и был художественным руководителем и дирижером Ныне мастеров, занимающихся изготовлением крезей, можно сосчитать по пальцам. Один из них – Станислав Калистратов из Воткинска. Совместно с руководителем ансамбля «Сайкан» Сергеем Трофимовым он сконструировал три разновидности инструмента: прима, альт и басовый. При создании были изучены инструменты Сергея Кунгурова, а также старинный крезь, найденный на чердаке одного из хозяйств д. Верхний Женвай. На крезях Станислава Калистратова играют юные музыканты, участники ансамбля удмуртских традиционных инструментов «Сайкан» Воткинского музыкально-педагогического колледжа им. П.И. Чайковского. Ансамбль «Сайкан» существует с 2000 года. В переводе с удмуртского – пробуждение. Третий десяток лет Сергей Трофимов руководит ансамблем на родине легендарного композитора Петра Ильича Чайковского Он отмечает, что за 21 год удалось систематизировать образовательный процесс и внедрить обучение на крезе, начиная с детского сада. У нас преемственность: детские сады, школы, колледж. А в Петрозаводской консерватории открылся факультет финно-угорских народов. У нас образовался весь цикл. <…> Воткинск стал самым крезевым городом Сергей Трофимов, руководитель ансамбля удмуртских традиционных инструментов «Сайкан» Воткинского музыкально-педагогического колледжа им. П.И. Чайковского Еще один мастер по изготовлению крезей Сергей Вихарев трудится в с. Вавож. Свой первый инструмент он сделал по рисункам крезя, на котором играли более века назад. Я читал книжки, не сам придумал конструкцию. Исследователь Макс Бух в конце XIX века ездил по Удмуртии и зарисовывал быт удмуртов. Там глава целая по музыкальным инструментам. Там есть крезь с описанием и кубыз. Я немножко доработал, получилось по-современному Сергей Вихарев, мастер по изготовлению крезей Вавожский мастер сделал десятки крезей и других музыкальных инструментов. Осваивает разновидности – крезь-пикколо и бас. Он использует разные породы древесины, но для деки – исключительно ель. Одно из самых известных образных изображений крезя – картина Народного художника Удмуртии, живописца Валентина Белых. Этнокультурной тематикой он вдохновился во время работы над фильмом «Тень Алангасара» (12+), будучи художником-постановщиков киноленты. Создал серию картин, в том числе «Дух горы Байгурезь». Фото: Руслан Нуриахметов © Обрыв, расслоение земли – видно отложения глины, которым миллионы лет. Потом пришел образ, что это струны, это какой-то дух. <…> Видя Байгурезь, у меня идея родилась, что это Дух горы, старец легендарный. И он играет – там же силуэт похож на гусли, на крезь. Буквально за неделю эта картина была сотворена Валентин Белых, Народный художник Удмуртии, живописец Проект «Мелодия небесной росы» («Инву Утчан Гур») победил в третьей сессии конкурсного отбора 2021 года Института развития интернета. Всего в конкурсе приняли участие 412 проектов, из них выбрали 48.

Мелодия небесной росы: Великий крезь
© ИА «Удмуртия»