«Петровы в гриппе» сведут всех с ума
Кирилл Серебренников поставил фильм по литературному бестселлеру.
Кирилл Серебренников давно уже зарекомендовал себя как режиссер, который заставляет зрителей думать. Его кинокартины отмечены призами и у нас в стране, и за рубежом. Так, фильм «Изображая жертву» получил главный приз Римского кинофестиваля, «Ученик» завоевал премию в Каннах, фильм «Лето» о Викторе Цое собрал целый букет престижных премий. И вот теперь к выходу на экраны готовится новый фильм Серебренникова «Петровы в гриппе» по роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» — обладателю призов литературных премий «НОС» («Новая словесность») и «Национальный бестселлер». Нам удалось узнать интересные подробности съемок и поговорить с режиссером и актерами.
Грипп как повод
В центре сюжета — казалось бы, самая обычная семья с одной из самых распространенных в России фамилий: Петровы. Глава семьи — автослесарь, его супруга — библиотекарь. И еще у них есть сын. Вроде ничего особенного... Но все меняется, когда семья заболевает гриппом и жизнь оказывается полной безумия, фантастики и сюрреализма. В фильме будет и множество других интересных персонажей, у каждого из которых есть своя история.
— В тот момент, когда мы с Кириллом Серебренниковым заканчивали работу над фильмом «Лето», думали о каком-то следующем нашем шаге. Тогда и пришла идея, чтобы Кирилл написал сценарий по этой книге, — рассказывает нам продюсер фильма Илья Стюарт. — И так совпало, что в то же время в театре «Гоголь-центр» по инициативе Кирилла готовилась постановка спектакля по роману «Петровы в гриппе и вокруг него». Это показалось нам судьбоносным совпадением — хотя, конечно, это два совершенно разных, независимых друг от друга проекта. Но это лишь подчеркивает, насколько богат текст Алексея Сальникова, что его можно интерпретировать совершенно по-разному и в театре, и в кино.
Петров и его жена
На роль Петрова Серебренников пробовал нескольких актеров, а театральному режиссеру и актеру Семену Серзину, в итоге исполнившему эту роль, вообще изначально предложил поставить по книге спектакль.
— Да, я предлагал Сене как режиссеру сделать это в театре, но потом подумал, что он и должен сыграть Петрова, — вспоминает Кирилл Серебренников. — Петрова играть непросто: у него функция наблюдателя, практически рассказчика, надо отказаться от актерской «выразительности» и сыграть внешне неприметного, молчаливого, «обычного» человека»…
Роль супруги главного героя исполнила Чулпан Хаматова.
— Я прочла эту книжку сразу, как только она вышла, — рассказала нам актриса. — Читала в самолете. Она мне показалась очень смешной и очень талантливой — я хохотала так, что стюардессы попросили меня смеяться потише. А когда Кирилл Серебренников сказал, что будет снимать фильм по книге и предлагает мне роль Петровой, я с невероятной радостью приняла приглашение!
Кстати, эта роль для Чулпан Хаматовой стала немного непривычной. Несмотря на то, что в фильмографии актрисы очень много разных героинь — такой ее еще никто не видел.
— Чулпан никогда такое не играла: она всегда играет про добро, а тут нужно было сделать какую-то уникальную, практически, сверхженщину, — говорит нам Серебренников. — Мне показалось интересным предложить ей эту роль. Уверен, что такую Чулпан вы никогда раньше не видели. Даже съемочная группа на площадке иногда была ошарашена этой нашей Петровой — которая получилась, кстати, не совсем такой, как в романе...
Звездный состав
Кроме Семена Серзина и Чулпан Хаматовой в фильме заняты Юлия Пересильд, Юрий Борисов, Юрий Колокольников, Иван Дорн и многие другие артисты.
Иван Дорн играет альтер-эго главного героя — им же выдуманный персонаж, с которым он ведет диалог и убивает потом внутри себя. В романе ему уделено много места, а в фильме — вставной эпизод, отдельный номер.
На роль Сергея Кирилл Серебренников неожиданно для всех пригласил музыканта, певца Ивана Дорна. Не смотря на то, что, по мнению кинокритиков, Иван мог не справиться с этой ролью режиссер своего мнения менять не стал и был уверен, что эта роль только для него — и не ошибся!
— У меня плохое актерское прошлое: несколько неудачных ролей в кино и сотрудничество с посредственными режиссерами, которые не смогли из меня достать жилу актерскую, — признается честно нам Иван. — Хотя она у меня есть, я это точно знал! Доходило до того, что ко мне подходили поклонники и говорили: «Вань, не снимайся в кино — пой, сочиняй музыку, кино — не твое». И я зарубил себе на носу, что больше в кино никогда сниматься не буду. Но когда мне предложил сняться у себя в фильме сам Кирилл Серебренников, я для себя это воспринял как шанс реабилитировать свое прошлое. Ну и как вообще можно отказать такому режиссеру?
Правильные люди
Необычную роль сыграла и Юлия Пересильд — Снегурочки Марины на детском празднике.
— Я, наверное, класса с пятого и до сегодняшнего дня каждый год выхожу в костюме Снегурочки, — говорит нам Юля. — Сначала в школе. Потом был период, когда я зарабатывала этим деньги в студенческие годы. А теперь уже как учредитель благотворительного фонда «ГАЛЧОНОК» я в образе Снегурочки на Новый год приезжаю к особенным детям. Поэтому для меня эта роль была органичной в этом смысле, хотя для моей героини ровно наоборот: для Марины выступить на утреннике было настоящим стрессом.
Сложившимся актерским составом Кирилл Серебренников остался доволен.
— У меня есть теория, что кино снимает себя само, — признается нем Кирилл Серебренников. — Оно отбирает: кто ему нужен, кто — нет, и выбирает тех артистов, кто должен в нем быть. У «не тех» артистов оказываются заняты даты съемок, они не приезжают на пробы, с ними расстаются уже по ходу подготовки… Наш фильм «выбрал» себе правильных людей. И мне кажется, возникла прекрасная команда артистов, с которыми было очень увлекательно работать.
Параллельные миры
Сюжет книги разворачивается в Екатеринбурге, однако по ряду причин съемки фильма проходили в Москве и Подмосковье. События в фильме происходят не только в наше время (в начале 2000-х), но и живут в некоторых воспоминаниях героев о прошлом — в 70-х годах прошлого века.
— Москва хороша тем, что здесь можно найти все что угодно, — поясняет нам Серебренников. — Мы смотрели фотографии Екатеринбурга начала 2000-х, сличали и старались найти тут то, что екатеринбуржцы не отторгнут — не скажут, что у них такого нет. Более того, несколько проездов и пролетов было снято непосредственно в самом уральском городе — машина Петрова мчит по ночному Екатеринбургу, и то, что видит маленький Петров из трамвая — знаменитый район Уралмаш. Так что столица Урала в фильме присутствует точно. Но хотелось, чтобы люди, живущие в других городах, могли узнать в нашем кино и свой город...
В фильме даже есть сцена, в которой практически реконструировали советскую «елку» 1979 года, которую смотрели дети. Много черно-белых эпизодов фильма снималось в одном из подмосковных Домов культуры. Художникам понравились там не только удобная планировка, подходящие коридоры, кабинеты, аудитории, зал со сценой и пространство за ней, но и сохранившаяся там атмосфера 70-х годов, удивительно подходящая для исторической части фильма. А в большом холле была установлена живая пушистая елка, украшенная старыми игрушками для съемок сцен детского новогоднего утренника. Но в том же холле проходили занятия по йоге, и пока съемочная группа работала в соседнем помещении, жители поселка занимались йогой прямо вокруг этой елки, среди осыпающихся иголок.
— Для меня «Петровы в гриппе» — это работа с прекрасным автором, мир которого оказался и моим миром, и, надеюсь, всем нашим тоже, — говорит нам Серебренников. — Это работа с прекрасными артистами. Это попытка выразить нашу Родину через эмпатию и рассказать про свое детство: про страхи и про радости, про любовь и ненависть, про ярость и обожание, про одиночество, про мечту... Мне хотелось, чтобы в этом фильме было много чувственности, много любви. Поэтому оно абсолютно искреннее и честное.
Яна Невская, фото Сергея Пономарева и Алекса Йоку
(ИА «Столица»)