«На финише пересеку полярный круг» Как россиянин решил испытать себя и пробежать первый ультрамарафон по Заполярью
Летом 2022 года в российском Заполярье может состояться первый в истории ультрамарафон — забег на сверхдлинную дистанцию. Пробежать его собирается 31-летний ямальский поэт и спортсмен Альберт Окотэтто. Маршрут спортсмена пройдет по трассе Надым — Салехард, а его длина составит 344 километра. Своим ультрамарафоном ямалец намерен дать начало развитию бега на сверхмарафонские дистанции за полярным кругом. Подробности о предстоящем забеге и подготовке к нему сам Альберт Окотэтто рассказал «Ленте.ру».
«Лента.ру»: почему вы решили бежать ультрамарафон на Крайнем Севере?
Альберт Окотэтто: Я родился и вырос в поселке Яр-Сале в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), потом с 18 до 25 лет жил в Салехарде, а затем перебрался в Санкт-Петербург, где живу последние годы.
Свою родину я решил покинуть, потому что увлекаюсь музыкой, но в Салехарде не мог найти себе применения. А здесь, в Северной столице, я играю в оркестре и пою в хоре. Однако я — ненец по национальности, и вдали от дома испытываю дискомфорт.
Ненец без тундры жить не может. Меня все время тянуло к родной земле, и эта тяга привела к увлечению ненецким языком. Я уже несколько лет учу его и продвигаю в интернете. А еще я изучаю свой народ, его происхождение и особенности менталитета.
Как вы пришли к увлечению бегом?
Я обнаружил у себя такую вещь, как гипервыносливость. Дело в том, что обычный ненецкий оленевод в день проходит более 20 километров. И гипервыносливость у ненцев, что называется, в крови. Но понял это я лишь здесь, в Санкт-Петербурге, когда начал заниматься спортом — причем не сразу.
Когда я впервые пришел в фитнес-клуб, то встал на беговую дорожку и выдержал всего две минуты — как городской житель я не был готов к бегу. Но этот случай сильно задел мое самолюбие: поэтому я вернулся в фитнес-клуб и пробежал уже не две, а четыре минуты.
Каждый раз я прибавлял к своему времени бега по две минуты — и каждый раз мне это давалось очень тяжело. Вообще, бегать я не любил ни в школе, ни в армии, но тут бег меня увлек: я стал бороться с беговой дорожкой. В какой-то момент я бежал уже полчаса, потом час и полтора.
Именно тогда вы стали бегать марафоны?
Да, все верно — я узнал о профессиональных забегах от тех, кто занимался в фитнес-клубе вместе со мной. Вскоре я поучаствовал в своем первом полумарафоне — пробежал 21 километр, и это далось мне достаточно легко. Я понял, что могу бежать больше.
Я пробежал его через семь месяцев после начала занятий — и на финише чувствовал себя слишком легко, чтобы остановиться на этой дистанции. Мне хотелось пробежать еще больше.
Тогда я стал присматриваться к ультрамарафонам, забегам на расстояние от 42 километров 195 метров. Я нашел такой в Петербурге и финишировал на дистанции 63 километра вторым. Это случилось 1,5 года спустя после начала моих занятий бегом — и полностью изменило мое сознание.
«К июню в тундре растает снег»
Примерно в то время, когда я пробежал свой первый ультрамарафон, до меня дошла информация из СМИ о том, что на моей родине, в ЯНАО, вот-вот будет сдана дорога от Надыма до Салехарда — официально ее открыли в декабре 2020 года.
Я понял, что хочу пробежать этот маршрут, но тогда не был к нему готов ни физически, ни морально. А ультрамарафон наиболее сложен как раз в плане психологии.
Как началась ваша подготовка к нему?
В первую очередь я стал готовиться морально: начал писать о беге в Instagram, чтобы на родине узнали о том, что есть такая дорога — от Надыма до Салехарда, что бывает такой формат забегов, как ультрамарафон, и что я хочу пробежать первый ультрамарафон в истории ЯНАО.
Мне хотелось донести до тех, кто читает мои посты, что ультрамарафон — это дистанция, которая под силу непрофессиональным спортсменам, таким как я.
Было очень приятно, что никто из моего окружения не усомнился в том, что ультрамарафон мне по силам. Напротив, и мои друзья, и земляки-ненцы очень поддержали меня. А нынешним летом я стал готовиться к забегу уже физически: с июня по август пробежал чуть более 600 километров.
Какое расстояние вам предстоит преодолеть во время ультрамарафона?
Это как минимум 344 километра — расстояние самой дороги от Надыма до Салехарда. Но бежать на деле придется больше: старт — из центра Надыма, а финиш — в Салехарде, возле стелы. Таким образом, на финише я пересеку полярный круг.
Дело в том, что июле в ЯНАО много комаров и бежать будет некомфортно. А в июне снег в тундре уже растает, но еще не будет жарко. Впрочем, есть и еще одна причина.
30 июня моему сыну исполняется 11 лет — и к этому моменту я хочу сделать ему подарок: пробежать самую большую дистанцию на нашей родине.
«Первый забег такого масштаба»
Весь ультрамарафон я планирую пробежать за четыре дня. При хорошем самочувствии я пробегу его за три дня, при не очень хорошем — за пять. Я буду бежать чуть быстрее 10 километров в час — это довольно неспешный бег, вполне подходящий для такой дистанции.
К слову, максимальная дистанция, которую вообще когда бы то ни было пробегали в ЯНАО, по официальным данным составляет всего 50 километров. Так что мой ультрамарафон станет первым многодневным забегом такого масштаба в регионе.
Вы планируете проходить эту дистанцию в одиночку?
Нет, в моей команде будут двое знакомых: велосипедист, вместе с которым я тренируюсь, и оператор, который станет фиксировать наш забег. В конце он подготовит документальный фильм о нашем ультрамарафоне в тундре.
Кроме того, мы планируем арендовать машину, возможно, с водителем — «Газель» или «буханку». В ней мы оборудуем спальные места на случай непогоды. Если же погода будет хорошей, для ночевки мы будем ставить палатку возле трассы.
Как будет устроено ваше питание во время ультрамарафона?
Питьевой воды нам потребуется достаточно много — как минимум около 100 литров: этот запас мы сразу возьмем с собой. Плюс в ЯНАО довольно много озер: воду из них мы используем для технических нужд.
В ходе тренировочного процесса я ем натуральную пищу — и так же должен питаться на дистанции. В моем случае основа питания — это каши, овощи, фрукты, простые печенья и натуральные сладости. Мясо я тоже ем: регулярно потребляю говядину, свинину, индейку. Я не вегетарианец.
«Долгий путь по тундре»
Для того чтобы организовать ультрамарафон, мне понадобится определенная сумма денег: я уже открыл сбор средств на краудфандинговой площадке Boomstarter. На каждого из трех участников команды, по моим расчетам, понадобится около 50 тысяч рублей.
Это билеты на самолет до ЯНАО и обратно, аренда жилья и автомобиля, средства на палатку, дополнительную экипировку, покупку запаса воды и еды, а также различные непредвиденные расходы.
Пока удалось собрать меньше четырех тысяч, но и до самого забега еще далеко. Я уверен, что к июню 2022 года тех, кто болеет за меня, и в сети, и в реальной жизни станет больше, а поддержать меня на самом ультрамарафоне придет довольно много людей.
Как сегодня проходит ваша подготовка к ультрамарафону?
В сентябре я почти не тренировался — сосредоточился на рекламе предстоящего забега. Я дал себе большую нагрузку летом и начиная с октября буду постепенно от малых объемов тренировок идти к большим.
Сейчас я изучаю разные тренировочные программы и опыт бегунов на многодневные дистанции со всего мира. С кем-то конкретным из спортсменов, правда, по предстоящему ультрамарафону я еще не общался.
К слову, помимо бега — как на улице, так и в фитнес-клубе — я трижды в неделю посещаю тренировки по боксу. Они тоже завязаны на беге и различных взрывных нагрузках, что помогает мне постоянно находиться в отличной физической форме.
Что увлекает вас помимо бега?
У меня довольно творческая работа — я видеомонтажер на ТВ. В свободное время я изучаю свой родной ненецкий язык и пишу стихи на русском: у меня вышло три сборника поэзии. В ЯНАО я выступаю со стихотворными концертами, даю творческие вечера.
Кроме того, меня увлекает музыка: в Петербурге я пою в хоре и играю в оркестре на домре, русском народном струнном инструменте. Именно там, в петербургском оркестре, я познакомился с балалаечником, который на велосипеде будет сопровождать меня во время ультрамарафона в тундре.
Перед стартом ультрамарафона я вместе с моим другом-балалаечником хотел бы дать концерт в Надыме: сейчас насчет этого мы ведем переговоры с потенциальными организаторами и уже проводим первые репетиции.
На концерте мы планируем исполнить как русские народные песни, так и песни, которые сочинил я сам, а также презентовать мою новую книгу. А после этого начнется мой долгий путь по тундре.