Крепкий орешек. "Донбасс-опера" на фестивале "Видеть музыку"
Дончане на фестивале "Видеть музыку" уже в третий раз. В 2019-м они привозили "Турандот", в 2020-м – "Кармину бурану". Оба спектакля произвели грандиозное впечатление и качеством исполнения, и самим своим фактом – оказалось, что прифронтовой театр не только живет и выживает, но способен удивлять. В третий свой приезд гости из ДНР отважились показать в российской столице музыкальный материал совсем иного плана, чем привозили до того, – оперу драматургически сложную и стилистически тонкую, требующую вокала и изящного, и яркого одновременно. Одна из лучших партитур маэстро итальянской революции предъявляет к исполнению колоссальные требования, соответствовать которым очень не просто. Нередко и в первых театрах мира с ней справляются не на отлично. Кроме того, "Бал-маскарад" имеет в Москве богатую исполнительскую традицию – долгие годы в Большом театре шел легендарный спектакль Штейна – Бенуа, ныне его там сменила версия Давиде Ливерморе, кроме того в репертуаре столичного "Геликона" опять же продолжительное время сохраняется версия Дмитрия Бертмана. То есть сравнения неизбежны, и еще и поэтому заявка дончан весьма амбициозна. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" В интервью автору этих строк ведущая солистка "Донбасс-оперы" Элона Коржевич, участвовавшая и в нынешних гастролях, как-то посетовала: "Начиная с 2016 года в рамках зарубежной программы “Большие гастроли” “Донбасс-oпера” вывозила в города Российской Федерации свои лучшие оперные спектакли: “Аиду”, “Бал-маскарад” и “Турандот”. Наша труппа побывала в таких городах как Краснодар, Воронеж, Волгоград, Ростов-на-Дону, Астрахань, и везде наши выступления имели оглушительный успех и восторженные отзывы. Зрители недоумевали: как такое элитное искусство могло сохраниться в воюющем городе? Были такие заголовки статей, как “Репетировали под обстрелами” и прочие. Меня это иногда раздражало, потому что хотелось, чтобы на нас смотрели не через призму войны, не восхищались нашим героизмом, а просто получали удовольствие от нашего искусства, от музыки и от наших голосов". Что ж, попробуем поговорить без скидок на героизм, который, все же, безусловно, имеет место. Тем более, что этот сезон "Донбасс-оперы" - юбилейный: за 90 лет своего существования этот коллектив имел внушительные достижения, звучал в рамках Советского Союза, а потом уже и Украины весьма авторитетно. Спектакль петербургского певца и режиссера Юрия Лаптева появился в репертуаре театра в 2015-м, то есть уже в новых, военных условиях. Кажется, это определило немало в его судьбе. Он очень певческий, поставленный удобно для вокалистов, в чем чувствуется почерк артиста, который сам немало выступал на сцене и хорошо понимает задачи и трудности жанра. С другой стороны, он весьма мрачный (сценограф Сергей Спевякин) и даже с налетом брутальности – в этом, видимо, сказалось влияние общественно-политической атмосферы в регионе. Изменено время действия – из галантного 18 века герои Верди и Скриба переместились в начало 20-го, очевидно изменена и географическая локализация – античные руины едва ли можно отыскать в Бостоне или Стокгольме, а изображенная архитектура больше всего навевает воспоминания об Италии. Что хотя и противоречит либретто, но воспринимается абсолютно гармонично – музыка этой оперы насквозь итальянская. Сценическое пространство ограждает массивная рама – зритель словно рассматривает ожившее живописное полотно, картину какого-нибудь старого мастера, щедро написанную маслом, но несколько потемневшую от времени. Несмотря на темный колер сценография эффектна и художественно состоятельна и эстетична. То же можно сказать и о костюмах Оксаны Кубекиной, в которых чувствуется и вкус, и стиль. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Словом, визуальные впечатления подкупают, причем с самого начала, поскольку уже аванзанавес спектакля радует своей красотой и гармоничностью. Убеждает и драматическая игра артистов – чувствуется, что роли сделаны и прожиты, певцам интересны их герои, они стремятся вдохнуть в них жизнь и правду высокого искусства. Мизансцены продуманы, отношения героев выстроены. Особой новизны в режиссерских решениях нет, все достаточно традиционно и узнаваемо, но некая профессиональная планка сделанности всего действа оказывается весьма высокой. Слабой стороной спектакля оказалась работа оркестра и некоторых солистов. От инструментального коллектива ожидалось, конечно, большего, в особенности памятуя его певучий звук и убедительное воплощение другой итальянской партитуры – "Турандот". Однако экспрессивный стиль Пуччини и высокий драматизм романтического закваса от Верди – суть явления не одного порядка. Тонкости, изящества, пластичности донецким музыкантам на этот раз не хватило, кроме того, были и чисто технические сбои – у духовиков, арфы, не единичные расхождения с солистами, которые то убегали от дирижера Юрия Парамоненко, то отставали от него. Особенно несобранной партитура выглядела поначалу – по ходу развития спектакля ситуация в большей степени пришла в норму. Откровенно разочаровало пение Андрея Кривохаты (Ричард) и Анны Максудовой (Ульрика). Первый грешил слишком громкими, но отнюдь не элегантными верхними нотами, порою откровенно открытыми, крикливыми, местами неточным интонированием и в целом пением грубым и нестильным, хотя сам тембр его голоса интересный. Тембр второй также понравился настоящим альтовым отливом, однако неровность звучания голоса и его заглубленность, малая полетность, не давали им насладиться в полной мере – певицу частенько было просто не слышно. Лучше дела обстояли у Мэри Саргсян (Оскар) – ее звонкое сопрано убедительно в партии пажа, однако у певицы проблемы с ритмом и темпами – она систематически отставала от оркестра. Лидерами состава оказались баритон Владислав Лысак (Ренато) и сопрано Элона Коржевич (Амелия). Главная претензия к обоим – лирические голоса, не вполне соответствующие их партиям. Если в случае с Ренато это не катастрофично, ее не назовешь откровенно драматической, то Амелия – это очень крепкий орешек, тут нужна звучная и массивная середина, практически меццовый низ, от певицы требуется насыщенное, наполненное звучание. Тем ощутимее достижения обоих артистов: они сумели прозвучать убедительно, компенсировав отсутствие драматических красок голосов иными качествами. Лысак порадовал элегантностью звуковедения, ровностью голоса, экспрессией без пережима, его показавшийся поначалу слишком уж легкий, почти тенорового наполнения баритон, по ходу развертывания драмы густел и обретал вес и в итоге сумел нарисовать образ фактурный и весомый. Коржевич пела музыкально и выразительно, тонко нюансировала, прекрасно фразировала, ее верхи были безупречны, что для сопрановой партии в любом случае – и необходимость, и достоинство. Оба артиста показали себя превосходными ансамблистами, что также добавляло симпатии к ним. Анализ "без скидок" стоит завершить похвалой хору (хормейстер Людмила Стрельцова) и исполнителям маленьких партий – Юрию и Максиму Алексейчукам (заговорщики Том и Сэмюэль), Вадиму Воловчуку (Сильвано), Александру Бакулину (Судья). И надеждой увидеть спектакли "Донбасс-оперы" в Москве еще не раз.