Дорогие бледнолицые. Как история про юных «бешеных псов» и мюзикл о проблемах черных стали главными комедиями осени?

На этой неделе индустрия сериалов обогатилась сразу двумя интересными телешоу — в начале недели на FX вышел последний эпизод «Псов резервации» (Reservation Dogs) от Тайки Вайтити, а ближе к ее концу Netflix целиком выпустил четвертый сезон «Дорогих белых» (Dear White People) Джастина Симиена. Почему эти проекты стали главными комедиями сезона — в материале «Ленты.ру».

Дорогие бледнолицые. Как история про юных «бешеных псов» и мюзикл о проблемах черных стали главными комедиями осени?
© Lenta.ru

Тихое пасмурное утро в захолустном городке штата Оклахома на территории безымянной индейской резервации нарушает невиданная суета — по городу с шумом и скрежетом проносится продуктовый грузовик, оставляя за собой брызги искр и шлейф из пачек чипсов. За рулем — тинейджерка Элора (Девери Джейкобс), которая вместе со своей бандой, состоящей из Медведя (Д’Фарао Ун-А-Тай), Вилли (Паулина Алексис) и Сыра (Лэйн Фэктор) угнала автомобиль прямо во время его разгрузки у магазина. После короткого заезда без малейшего намека на погоню (местным жителям, включая ленивого сотрудника племенной полиции, на подобные события реагировать не пристало) и спора о том, нужно ли пристегиваться во время совершения преступления, грузовик успешно сдается на металлолом, а чипсы по-тихому распродаются из-под полы на районе. Вся эта авантюра — ради того, чтобы скопить денег и уехать из родных краев в Калифорнию.

Сбежать подростки хотят не только из-за бесперспективности и серости жизни в резервации последней каплей для них стала потеря одного из членов группировки, кузена Элоры Дэниела, покончившего жизнь самоубийством. «Это место съедает людей», убеждена Элора. «Депрессией страдает каждый пятый коренной американец», замечает Сыр

Преступный путь коренной шпаны к успеху, однако, вовсе не становится ключевой темой «Псов резервации». Главные герои и не отморозки вовсе, и очень быстро, как только узнают о тяжелых последствиях угона для водителя грузовика, решают сойти со скользкой дорожки. Сериал Стерлина Харьо и Тайки Вайтити куда больше заинтересован в изображении бытовых моментов жизни в резервации, нежели в оммажах криминальным картинам — от тарантиновских мотивов в шоу ничего, кроме названия (в оригинале Reservation Dogs созвучно дебютной полнометражке Квентина Тарантино Reservoir Dogs), и нет — в остальном «Псы резервации» выступают самобытным, существующем вне рамок белого кинематографа проектом.

Хотя, не совсем — именно по белому кинематографу, так долго кормившему Америку стереотипами об индейцах, «Псы резервации» проходятся весьма основательно и остроумно. Высмеиваются тут и стереотипы о «суровых и гордых воинах», и о способностях коренных американцев якобы излечить любые болячки травками, и много чего еще. И при всей своей комедийной направленности шоу не сглаживает углы в разговоре о нынешнем положении индейцев в США, начиная от мелкой бытовухи (к примеру, в местной больнице всеми пациентами с разными жалобами занимается единственный врач-кореец) и заканчивая тяжеловесными темами беспросветной нищеты, метамфетаминовой эпидемии, криминала, а также острой проблемой суицидов, формирующей, по сути, основную сюжетную линию.

При этом «Псам резервации» удается оставаться релевантными и для «некоренной» аудитории — все-таки в центре повествования остаются подростки-зумеры с классическими для их поколения загонами и мечтами. Взросление никогда не было легким, а уж в забытой богом деревне, в которой ничего не произойдет, если ты сам ничего не устроишь, способно превратиться в настоящую пытку.

И даже к второстепенным персонажам Харьо и Вайтити отнеслись с невероятной бережностью — каждый из них получил и оригинальную предысторию, и львиную долю экранного времени. Учитывая, какими невероятными фриками населена резервация, время это проходит крайне увлекательно — тут и полусумасшедший художник, разбрасывающий по городку медные фигурки (Уэс Стьюди из народа чероки, актер из голливудских вестернов «Танцующий с волками», «Последний из могикан»), и воинствующий хиппи (Гэри Фармер, индеец из «Мертвеца» Джима Джармуша), который отказывается признавать марихуану из легальных магазинов, пытаясь толкнуть травку 30-летней «выдержки». Но лучше всех вышел племенной коп в исполнении Зана Маккларнона («Мир Дикого Запада»), который, желая впечатлить юного Сыра тонкостями своей профессии, принимается затирать подростку за существование Снежного человека.

Из таких портретов, на написание которых у шоураннеров уходит по полчаса (длина одного эпизода) создается целая панорама города и его сообщества. Аутентичности этой картине добавляет то, что многие актеры (все они коренные американцы) до «Псов резервации» нигде не снимались. И тот факт, что в «Псах» изображено сообщество, репрезентация которого на телевидении до сих пор оставляет желать лучшего, делает сериал Харьо и Вайтити одним из самых примечательных проектов осени

Помимо очевидной ценности «Псов резервации» как редкого телепроекта о жизни коренных американцев, рассказанной «из первых уст» (весь сценарный и режиссерский коллектив проекта — тоже индейцы из разных народов Америки), шоу самим своим форматом выбивается из традиционного американского телевидения. Наиболее близким по духу ему, скорее, выступает сериал «Атланта» Дональда Гловера. Город в «Атланте» (собственно, Атланта) играет такое же важное значение, что и безымянный населенный пункт в «Псах...», представляя собой убежище как для фриков всех сортов, так и для физических воплощений их суеверий. Да, духи становятся полноценными персонажами (и даже местными жителями) резервации — сериал без всяких стеснений покажет и натуральную женщину-оленя, и пугающего духа леса. Как и «Атланта», «Псы резервации» поначалу пытаются обмануть ожидания зрителя, рисуясь бойкой, бравурной криминально-подростковой комедией, но затем быстро теряют интерес к любым ассоциациям с Голливудом.

Куда в более провокативном поле работает сериал «Дорогие белые», финальный сезон которого целиком вышел на Netflix 23 сентября. Действие проекта Джастина Симиена, созданного на основе его одноименного фильма, разворачивается в Университете Винчестера, в фокусе — группа чернокожих студентов-активистов, которым, помимо классических для молодых умов вызовов вроде учебы, отношений и желания быть замеченными, приходится сталкиваться еще и с вызовами специфическими — блэкфейс-вечеринки, альт-райт-троллинг, домогательства, полицейское насилие, институализированный и бытовой расизм. Под маской жанра студенческой комедии «Дорогие белые» через абсурдистский юмор и «конфетную» эстетику Уэса Андерсона вытаскивают на поверхность родовые травмы современных Штатов.

Первый сезон знакомил зрителей с обширным составом персонажей, демонстрируя это, в лучших традициях «Расемона» Акиры Куросавы, через одно и то же событие — скандальную блэкфейс-вечеринку, которую герои разгоняют — показанное глазами разных его свидетелей. Второй сезон, рассказывающий уже линейную историю, вышел более психологическим, поскольку глубже погружался в личные истории каждого из персонажей, переживающих бытовые, семейные и любовные конфликты. Третий уже чаще и смелее переходил границу абсурдистского юмора (особенно запоминается этот сезон короткой, но яркой фантазией на тему «что если бы белые в Америке были черными и наоборот»). При этом в третьей части все герои шоу (помимо того, что разбирались с острыми проблемами уже внутри собственного сообщества) переизобретали и находили себя заново, порой преображаясь радикально — что для молодых людей явление вполне обычное, а вот для персонажей студенческих сериалов довольно неконвенциональное. В четвертом же сезоне Симиен пошел на еще больший эксперимент, превратив его целиком в мюзикл с песнями из 1990-х.

Почему? «Потому что я так захотел», — емко отвечает шоураннер. Для него, гея-афроамериканца, обучавшегося кинематографу преимущественно в белом Университете Чепмена в Калифорнии, «Дорогие белые» являются историей не просто близкой, но в чем-то биографической. Потому, видимо, столь помпезную и грандиозную прощальную вечеринку режиссер устроил из финального сезона — в нем уже не так много социальной повестки, сколько персональных драм и личностных конфликтов между героями, распутывающими клубки из скопившихся за сезоны травм, обид и секретов. Предостаточно в четвертом томе и песен (ранее, заметим, в сериале из уст его героев не звучало ни одной) — персонажи рефлексируют по поводу своих переживаний при помощи She’s a Bitch Мисси Эллиотт и Virtual Insanity группы Jamiroquai, ссорятся друг с другом строчками из Bye Bye Bye бойз-бенда *NSync, а также переходят все возможные личные границы в сексуальных каверах на This Is How We Do It Монтелла Джордана, Rub You the Right Way Джонни Гилла и Hate Me Now рэперов Nas и Puff Daddy.

Сюжет при этом разветвляется во времени — часть его разворачивается в недалеком, но причудливом будущем, в котором пандемия коронавируса и других черт-те пойми каких зараз уже стала неотъемлемой и неискоренимой частью жизни; другая разворачивается в неожиданно превратившемся в Бродвей университете; третья, параллельная второй, происходит на телеэкране — в студенческом реалити-шоу «Большой дом», победу в котором намерена одержать одна из главных героинь.

Надо отдать Симиену должное — при всех его смелых ходах и провокациях в первых трех сезонах перевести целый сериал (даже такой абсурдистский, как «Дорогие белые») на рельсы мюзикла — задача не из легких. Если отдельные музыкальные эпизоды и присущи многим студенческим комедиям (к примеру, «Сообществу», на которое проект Симиена с каждым сезоном становился все больше и больше похожим), то здесь шоураннер взял и растянул такой эпизод на целый сезон, перейдя уже в пространство таких буффонадных шоу, как «Чокнутая бывшая» и «Несгибаемая Кимми Шмидт».

Четвертый том «Дорогих белых» хоть и не привнес провокационных инсайтов, которые вызвали немало протестов и призывов к бойкоту Netflix среди белых зрителей с релизом первого сезона, все же лишний раз доказал свою способность в хорошем смысле обманывать ожидания (поскольку поначалу многие интернет-комментаторы и подумать не могли, что финал станет мюзиклом, а после были убеждены, что это будет настоящей катастрофой). Последний сезон «Дорогих белых» и первая часть «Псов резервации» в этом смысле похожи; похож и вывод, который можно сделать после просмотра обеих комедий, — о том, что отсутствие подобных экспериментов, выходов за пределы жанров, а также общая предсказуемость традиционного телевидения отчасти, возможно, связаны с тем, что делают его люди примерно одинакового цвета кожи. Да, белого.