Иосиф Кобзон: «Не думай о секундах свысока…»

Великий артист ушел, а песни его навсегда останутся с нами…

Иосиф Кобзон: «Не думай о секундах свысока…»
© НДН.Инфо

Звезды эстрады большим праздничным концертом почтили память поистине народного артиста — Иосифа Давыдовича Кобзона. Это стало как бы репетицией — или первой ласточкой — большого празднования юбилея: 85-летия великого артиста, которое будет отмечаться в следующем году. Нынешний концерт, который состоялся в театре «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной, проходил под названием «Песня остается навсегда». А в фойе театра была развернута большая экспозиции фотографий певца в разные годы его жизни. С замечательными песнями, которые когда-то звучали в исполнении Иосифа Давыдовича, со сцены выступили Лариса Долина, Сергей Мазаев, Дина Гарипова, Зара, Тамара Гвердцители, Глеб Матвейчук и другие артисты. Среди гостей были кардиохирург Лео Бокерия, легендарный советский теледиктор Анна Шатилова, актриса Клара Новикова и другие. Вести вечер доверили Анастасии Макеевой и Марку Тишману.

Великий труженик

Гала-концерт «Песня остается навсегда» прошел в день рождения Иосифа Кобзона — ему исполнилось бы 84 года. И было объявлено, что начинается подготовка к реализации нового проекта — Фестиваля-конкурса имени Иосифа Кобзона, который планируется проводить начиная с 2022 года постоянно.

Репертуар выдающегося советского и российского певца, народного артиста СССР Иосифа Давыдовича Кобзона насчитывает более 1500 песен, среди которых произведения самых разных жанров, составивших песенную летопись века.

Про Иосифа Кобзона ходили легенды. Так, как он любил сцену и сами песни, наверное, не любит никто! Просто один факт: юбилейный концерт в честь его 60-летия шел 12 часов 40 минут! Он начался вечером, а закончился с рассветом. Кобзон всегда говорил, что хотел не ставить рекорды, а спеть своим поклонникам как можно больше их любимых песен.

— У него было невероятное чувство юмора, страстная любовь к жизни и огромный репертуар, — вспоминает Надежда Бабкина. — Он прожил такую огромную красивую жизнь, о которой можно только мечтать! Все, чего он достиг — это, конечно, достигнуто благодаря колоссальному, титаническому каждодневному труду. Он ничего не делал «в полноги» и являлся всегда примером для нас, артистов. Он жил яркой полноценной жизнью и таким останется с нами навсегда!

Жена и муза

Конечно, самым главным и самым почетным гостем на мероприятии была Нелли Кобзон. Вместе с Иосифом Давыдовичем она прожила почти 50 лет. У артиста всегда было много поклонниц. Он был женат сначала на певице Веронике Кругловой, потом на Людмиле Гурченко. С Нелли они познакомились в 1971 году. Она приехала в Москву из родного Ленинграда погостить у маминой подруги. Подруга и пригласила ее провести вечер в большой компании друзей. Конечно, Нелли сразу узнала Иосифа Кобзона, ведь тогда он уже был очень популярен. Роман их развивался стремительно, и уже через полгода после знакомства он сделал ей предложение. Свадьбу Кобзон играл с размахом.

Нелли часто сопровождала артиста на концертах, была его правой рукой, а дома на ней были быт и дети. Она всегда готовила сама. Иосиф Давыдович особенно любил борщ в ее исполнении. Нелли Михайловна призналась, что готовила его строго по ГОСТу, ведь в свое время она окончила техникум питания.

В начале двухтысячных у Иосифа Кобзона начались проблемы со здоровьем. Ему поставили страшный диагноз — рак. Но артист не сдавался, постоянно проходил лечение, а в промежутках между процедурами — пел, давал концерты, продолжал заниматься общественной рабой в Государственной думе как депутат. Нелли Михайловна до конца его дней была рядом…

Большое сердце

Друзей у Кобзона всегда было немало, и он всегда живо откликался на любую просьбу о помощи. Если надо было найти хорошего врача, помочь решить вопрос с квартирой или даже просто достать дефицитную книгу — шли к нему.

— Помню: советские годы. Иосиф поехал на какой-то книжный склад — а тогда с книгами было очень плохо… Тогда со всем было очень плохо, а с книгами так вообще почти никак, — вспоминает Клара Новикова. — И он прислал ко мне Нелли, чтобы она спросила, что бы я хотела из книг иметь у себя в библиотеке. А тогда только что вышел трехтомник Бориса Пастернака, и я его попросила найти. И вот к старому Новому году я получила такой роскошный подарок. Счастливее меня тогда никого не было в Москве! И эти книги до сих пор стоят у меня на полке. Это очень дорогая память об этом замечательном человеке...

Конечно, Иосиф Кобзон всегда поддерживал и молодых артистов: часто выступал с ними, преподавал вокальное мастерство.

— Я выступала на проекте «Голос», и мне тогда посчастливилось с ним спеть дуэтом, так и познакомились, — рассказала нам на памятном концерте Дина Гарипова. — Я помню, как он очень бережно относился к нам, молодым коллегам: всегда был готов что-то подсказать, помочь... А когда я была на «Евровидении» в Швеции, он прислал мне телеграмму со словами поддержки. И мне было настолько приятно, что он действительно помнит и поддерживает меня, что я даже заплакала...

В зоне доступа

Самое интересное, что в детстве о карьере певца Иосиф Кобзон не мечтал. Да, в школе он пел на всех праздниках, но овладеть стремился какой-нибудь серьезной мужской специальностью — например, стать шахтером. После седьмого класса поступил в горный техникум. Там была хорошая стипендия, и на первые деньги Иосиф купил подарок самому дорогому человеку на свете — маме Иде Исаевне. А уже после армии он поступил в Москве в Гнесинский институт.

О родном отце Иосиф Давыдович рассказывать не любил. Во время войны Давид Кобзон был контужен, попал в госпиталь и влюбился в медсестру. К жене и четверым детям — а Иосифу на тот момент было всего пять лет — не вернулся. Воспитывал его отчим Моисей Раппопорт. Хотя, как признавался артист, у него язык не поворачивался назвать его «отчимом». Иосиф Давыдович говорил: «Батя».

Известна такая история: журналисты готовили материал к Дню Победы. И накануне записали небольшой рассказ Кобзона про отчима и про военные годы. Только фотографии артиста той поры не было. Решили позвонить в офис Иосифа Кобзона и попросить архивные кадры, но перепутали номер и вместо офиса позвонили на мобильный самому Иосифу Давыдовичу. Он внимательно выслушал просьбу и быстро решил вопрос с фотографиями, а потом еще и дополнил свой рассказ, вспомнив случаи из своей жизни того времени. В этом и был весь Кобзон. Он всегда честно и откровенно отвечал на вопросы, никогда не игнорировал чью-то просьбу попозировать для фото…

Таким он и останется навсегда в нашей памяти: великим артистом и человеком широкой и щедрой души…

4

Яна Невская, фото Вадима Тараканова и Первого канала

(ИА «Столица»)