Композитор эпохи: 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича
Великий композитор, который болел за ленинградский «Зенит». Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича, передает корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова.
Седьмая симфония – одно из самых известных произведений Шостаковича. Он начал писать ее в блокадном Ленинграде, а закончил в эвакуации в Куйбышеве. Позже партитуру привезли в осажденный город. В день планируемого наступления немцев симфония звучала из всех громкоговорителей.
Автор обращался и к блокадникам, и ко всему миру, боровшемуся с нацизмом. А спустя три года после победы композитора обвинили в излишнем «формализме» и выгнали из Консерватории. По мнению музыковедов, Шостакович вызывал ярость у тех, кто чинил расправы или проявлял трусость в периоды жестоких репрессий. Ведь все это слышалось в искренних произведениях с самого начала, когда автору едва исполнилось 19.
«Эта катастрофа, это не война. Это не войны, это не эпидемии, землетрясения, катаклизмы. А это катастрофа, которая произошла с человеком в 20 веке. И вот как это смог почувствовать этот юнец, я не представляю, но это факт», – рассказал композитор Игорь Рогалев.
Продолжая традицию русской литературы, Шостакович писал о маленьком человеке. Прямо как его любимый автор – Гоголь. В Самаре в честь юбилея композитора впервые поставили оперу «Игроки». Она была написана в 42-м году – одновременно с Ленинградской симфонией.
«Он писал параллельно с этим такое произведение необычное, уже во второй раз обращаясь к гоголевскому сюжету. Первый его опыт был «Нос», замечательная опера. И что-то его заставило эту оперу прекратить. Больше он никогда к ней не возвращался, и только самые близкие друзья и родственники знали о том, что он ее пишет», – рассказал художественный руководитель и главный дирижер Самарского театра оперы и балета Евгений Хохлов.
Артисты Самарского театра оперы и балета признаются: Шостакович для них не просто композитор, он – выразитель эпохи, понятный в любой точке планеты.
«Мне довелось участвовать в начале 2000-х годов в концертном исполнении оперы «Игроки» в Амстердаме. И для меня было удивительно, насколько публика, затаив дыхание, слушала эту оперу, как будто они понимали каждое слово. И потом очень бурно это все принималось», – отметил солист Самарского театра оперы и балета Андрей Антонов.
Симфонии и балеты – не единственная страсть Дмитрия Шостаковича. Композитор серьезно увлекался футболом. Болел за «Зенит», смотрел матчи – на трибуне и по телевизору. И даже сам писал спортивные статьи в газеты.
«Руководство российского футбола настолько уважало его эту страсть, что ему выдали почетное удостоверение. Он с этим удостоверением мог входить без билета на любой стадион Советского Союза», – отметил кандидат Искусствоведения Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Дмитрий Брагинский.
Футбол был спасением для Шостаковича в тяжелые времена – когда запрещали его музыку. Но несмотря на критику и гонения, он не раз становился лауреатом Сталинских премий, весь мир считает его одним из самых выдающихся композиторов XX века.