Войти в почту

Каким было кино в царской России

Первый киносеанс в России (точнее - в Санкт-Петербурге) прошел в мае 1896 года. Зрители увидели сразу несколько картин французских киноделов братьев Люмьер - "Выход рабочих с фабрики Люмьера в Лионе", "Разрушение стены" и "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". "На вас идет издали курьерский поезд — берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить", - так писатель Максим Горький описывал свои ощущения после просмотра "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". Еще до первых киносеансов Люмьеры привезли в Российскую империю документальную хронику. В 1896 году один из их операторов запечатлел восшествие Николая II на престол, что подтолкнуло отечественных режиссеров развивать и совершенствовать царскую хронику. Она снималась вплоть до 1917 года. Помимо императора, были и другие интересные публике герои. Фотограф и режиссер Александр Дранков сразу же определил для себя принципы папарацци: он караулил у дома Горького и скрытно снимал Льва Толстого. С последним Дранков даже сумел подружиться и вскоре стал первым и единственным хроникером писателя. В 1906 году московский предприниматель Александр Ханжонков создал компанию, которая занималась не только продажей кинооборудования, но и прокатом зарубежных и отечественных лент. Через год в Петербурге свое кинематографическое ателье открыл и Дранков. "Стенька Разин" ("Понизовая вольница"), 1908 год В 1908 году российский прокат взорвал французский фильм "Донские казаки", что и послужило триггером для отечественных режиссеров. В том же году к Дранкову пришел местный чиновник Василий Гончаров с предложением снять эпизоды к его пьесе "Аквариум" о Степане Разине, предводителе крестьянского восстания 17-го века. Правда, оператор увидел в тексте пьесы не столько материал для пары эпизодов, сколько для короткометражки. Экранизация песни "Из-за острова на стрежень" начинается с столпотворения на лодках казаков-разбойников. Видеоряд и титры пересказывают историю влюбленности атамана Стеньки Разина в пленную персидскую княжну. Заканчивается же фильм по-шекспировски. Конфликт назревает, когда казаки понимают, что негоже атаману "якшаться с бабой". Подданные отдают Разину письмо, якобы написанное княжной к возлюбленному из родной страны. В порыве ревности атаман бросает девушку в реку. Фильм был хорошо принят публикой. Современного зрителя он может очаровать своей архаичностью: неумелая, но старательная попытка постичь тонкое искусство режиссуры и довольно примитивная операторская работа. В картине превалируют грубо склеенные кадры со "спецэффектами" (например, падает в реку не сама княжна, а кукла). "Оборона Севастополя", 1911 год Ателье Ханжонкова вслед за Дранковым выпустило фильм "Драма в таборе подмосковных цыган" по мотивам пушкинской поэмы "Цыгане". Правда, зрительских симпатий, в отличие от своего предшественника, лента не получила. Чего не скажешь про другую работу фирмы - "Оборону Севастополя". Режиссер Василий Гончаров считал, что воссоздать события Крымской войны 1953-56 года можно только с настоящими флотом и солдатами. Для реализации этой идеи необходимо было разрешение императора, что казалось практически невозможным для Ханжонкова. Но Гончарову все-таки удалось заполучить поддержку Николая II и реализовать свою задумку. "Оборона Севастополя" в итоговом варианте длилась 1 час 40 минут - это первая полнометражная картина в России. Примечательно, что в ней сыграли настоящие герои войны. "Пиковая дама", 1910 год Вскоре отечественный кинематограф начал приобретать жанровое разнообразие. Появились военно-исторические фильмы, экранные лубки, фильмы на основе сказок и произведений отечественных писателей. В 1910 году режиссер Петр Чардынин из торгового дома Ханжонкова снял ленту по мотивам повести Пушкина "Пиковая дама". Критики сочли фильм неудачным по причине малого соответствия оригинальному сюжету. Вместе с тем саму ленту скорее можно назвать не экранизацией произведения, а попыткой увековечить в кино театральную постановку - с пантомимами, вызывающими усмешку, и закулисными играми. Зрелищности же "Пиковой даме" добавляют склейки: в одном из кадров даже есть скример, когда из окна неожиданно выскакивает призрак графини. "Пиковая дама",1916 год В 1916 году экранизировать "Пиковую даму" взялся Яков Протазанов. Реформаторство режиссера на контрасте с ранними фильмами ощущается сразу: правильно выстроенный свет, уход от театральной мизансцены к возможностям камеры. Режиссер используют приемы ретроспекции (обращение в прошлое), в том числе с помощью двойной экспозиции. Сам же Герман в исполнении Ильи Мозжухина - не неудачник, как у Пушкина, а вполне статный герой с наполеоновскими чертами, одурманенный кощунственным желанием разбогатеть. "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами", 1912 Первая в Российской империи анимация появилась в 1912 году. Ее создал энтомолог Владислав Старевич, долгое время работавший в ателье Ханжонкова. "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами" - первый мультфильм в технике объемной анимации, который по сюжету напоминает средневековые рыцарские романы. Герои мультика - жуки, которые начали кровопролитную войну между странами из-за прекрасной девушки. Современникам казалось, что Старевич совершил невероятное - выдрессировал жуков. На самом же деле постановщик просто высушил насекомых, а их передвижения фиксировал с помощью покадровой съемки. "Ночь перед Рождеством", 1913 Через год Старевич снял игровой фильм, взяв в качестве первоисточника повесть Гоголя "Ночь перед Рождеством". Анимационные эффекты покорили не только отечественного, но и мирового зрителя. "Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий", - так, по легенде, высказался о Старевиче сам Уолт Дисней. В одном из эпизодов черт уменьшается до размеров горошины и прыгает через весь кадр в карман кузнеца.

Каким было кино в царской России
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости