Войти в почту

Почему «Море» обогнало «Капитана Волконогова» на «Кинотавре»?

Главный приз «Кинотавра» накануне получил лирический фильм «Море волнуется раз» про двух влюбленных. Режиссер — Николай Хомерики. Хотя большинство участников фестиваля делали ставки на другую картину — «Капитан Волконогов бежал» с Юрием Борисовым в главной роли. Этот фильм — про репрессии в 1938 году и сотрудника органов, который пытается искупить вину перед родными своих жертв.

Почему «Море» обогнало «Капитана Волконогова» на «Кинотавре»?
© BFM.RU

На премьеру стояли очереди. Именно «Волконогов» стал победителем зрительского голосования от сервиса Кинопоиск HD.

Так в чем могут быть причины, что на этом фоне жюри во главе с Чулпан Хаматовой решило отметить именно Хомерики? Мнение кинокритика, автора Film.ru Ефима Гугнин:

— Отчасти, возможно, это такой жест принятия Хомерики обратно в авторское кино, в этом смысле, конечно, жест очень приятный, интересный, потому что Хомерики на какое-то время уходил в полнейший мейнстрим, снимал фильмы вроде «Девятая», «Ледокол», и теперь вот Хомерики наконец спустя 11 лет возвращается в свое кино.

— А Вы кому прочили награду?

— Я думал, что «Волконогов» выиграет, мне кажется, это было бы прямо логично и, учитывая его фестивальную судьбу, и учитывая, о чем это кино и как оно сделано, то есть явно один из самых ярких фильмов фестиваля. Ну ему дали за сценарий хотя бы, так что тоже неплохо.

— Что Вас еще удивило в раздаче призов?

— Наверное, лучшая мужская роль, которая досталась Павлу Деревянко, удивила. Мне нравится его роль, мне нравится фильм «Подельники» и то, как Павел Деревянко сыграл. Но я думал, что дадут кому-то другому. Например, в том году две награды дали за роли людям, которые не столько профессионалы актерского мастерства, сколько просто органично вжились в своих героев, то есть там был мальчик из «Китобоя» и актриса из «Пугала», а в этом году дали Деревянко, который играет как раз очень эксцентричного, чуть ли не комиксного злодея в фильме.

Приз за главную женскую роль получила 23-летняя Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова-младшего, сыгравшая в «Море волнуется раз».

Совсем без наград остался Юрий Борисов. На «Кинотавре» показали сразу пять фильмов с его участием. На церемонии закрытия фестиваля Борисов не появился, хотя до этого был на большинстве мероприятий «Кинотавра».

Только за лучшую музыку на «Кинотавре» наградили «Медею» Александра Зельдовича — это тоже один из очевидных фаворитов фестиваля. Еще один из самых заметных фильмов — якутская драма «Нуучча» Владимира Мункуева — отмечен за лучшую режиссуру.

«Море волнуется раз» все же заслуживает главный приз, а у «Капитана Волконогова» есть еще шансы стать общенародным фильмом, считает кинокритик Егор Беликов:

Егор Беликов кинокритик «Капитан Волконогов» очевидно сильнейший российский фильм года, но «Море волнуется раз» больше бы нигде не смог получить главный приз, кроме как на «Кинотавре». Это уникальная картина, очень авторская и ни на что не похожая. Да, это экзотика, но это все равно поразительная картина, которая открыла для нас новую уникальную актрису, как минимум, Ольгу Бодрову. «Медея» все же ближе к «Море волнуется раз», чем «Капитан Волконогов», потому что это тоже предельно авторское высказывание, которое, как мне кажется, на «Кинотавре» недооценили. И так часто бывает, что фильмы такой сложности не понимают, на «Кинотавре» то же самое было, например, с Валерией Гай Германикой и ее «Мысленным волком». Меня не очень удивляют призы на «Кинотавре», потому что я понимаю всю их условность, это междусобойчик, там вручают свои — не свои. Но я уверен, что внутреннего конфликта здесь нет. Да, Юрий Борисов уже сам всего достиг, я не думаю, что его бы так сильно грел этот приз, если бы его ему дали».

Лучшим дебютом признали «Общагу» — драму по мотивам романа Алексея Иванова. Ее автор — известный в Голливуде оператор Роман Васьянов, это его первая режиссерская работа. Ранее он снимал в частности «Отряд самоубийц». У «Общаги» сегодня вечером премьера — причем не в кинотеатрах, а сразу на трех стриминговых сервисах: Кинопоиск HD, Premier и Kion. Почему решено обойтись без традиционного проката, объясняет продюсер «Общаги» Артем Васильев:

Артем Васильев продюсер «Обстоятельства сложились таким образом, что из-за пандемии, во-первых, сбился привычный ход вещей в кинопрокате и по количеству зрителей, и по допуску зрителей, и по возможностям. А самое главное, календарь выходов очень сильно сбился, и на эту осень, например, встало огромное количество российских картин, которые выходят. На «Кинотавр» заявлено 104 фильма, беспрецедентное количество, в пандемию люди все равно снимали. И обычно выход на кинотеатральный прокат для платформ является дополнительным стимулом, но в данном случае случилась вещь уникальная. Видимо, благодаря тому, что платформа видит в этом фильме нечто больше, чем просто в фильме стандартном, то они нам сделали предложение, от которого мы не смогли отказаться. Мы поняли, что экономически то предложение, которое мы получили от платформ, даже не просто сопоставимо с потенциальным доходом продюсера, если говорить про деньги, а оно его перекрывает. И мы по-честному посчитали возможности этого сложного кино, этот фильм не является развлекательным совсем, мы понимаем, что эта картина снималась для большого экрана, более того, мы совершенно не исключаем и уже даже мы знаем определенные города и площадки, которые будут работать с фильмом на большом экране параллельно с цифровым релизом, это другая публика, она не пересекается, и онлайн-платформа не противодействует, а наоборот».

Закрывал «Кинотавр» в субботу вечером фильм «Разжимая кулаки» ученицы Александра Сокурова Киры Коваленко. Ранее эта картина выиграла конкурс Венецианского фестиваля. На этой неделе «Разжимая кулаки» вышел в широкий прокат.