Веселые тигры. 60 лет кинокомедии «Полосатый рейс»

Этот фильм – явление для кино редкое – совершенно не устарел. Может, даже со временем приобрел какой-то особый шарм. Картина смотрится все так же легко, смешно, герои, в том числе полосатые и гривастые, – играют достоверно. Только одно вызывает грусть – из всех создателей ленты ныне здравствует только Алиса Фрейндлих, сыгравшая небольшую роль буфетчицы.

Веселые тигры. 60 лет кинокомедии «Полосатый рейс»
© Русская Планета

Сценарий фильма, главными героями которого были десять тигров и два льва, писал вчерашний моряк, в ту пору начинающий литератор Виктор Конецкий. Потом к нему в помощь кинематографическое начальство подключило знаменитого Алексея Каплера, создателя двух эпических картин о вожде мирового пролетариата и лауреата Сталинской премии – «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Однако об этом - чуть позже…

Конецкий считал, что идея создания фильма «Полосатый рейс» пошла от… Хрущева. В 1959 году в Москву прибыл император Эфиопии Хайле Селассие Второй. Две недели его возили по Советскому Союзу, показывая различные достопримечательности. Побывал африканский монарх – вместе с Хрущевым - и в столичном цирке, где давала представление знаменитая укротительница Маргарита Назарова, тоже королева – в своей профессии. Так что она и император Эфиопии были в какой-то степени равны.

После представления Назарова принесла в правительственную ложу парочку тигрят, не умилиться которыми было просто невозможно. Хайле Селассие был в восторге от зверей, а Хрущев похвалил отважную женщину, заметив, что только такие могут быть в Стране Советов. Заодно он, вероятно, с намеком посетовал, что о Назаровой еще не снят фильм.

Дело, конечно, тут же завертелось. На «Ленфильме» был объявлен конкурс, который выиграл Конецкий. Он потом вспоминал, что кое-какие работы читал: «Один драматург поместил тигра в коммунальную квартиру. Сказали: очернение действительности. Другой накатал про колхоз, в котором такая зажиточная жизнь, что они свой зоопарк открыли. Ему отвечают: лакировка».

Взявшись за сценарий, Конецкий вспомнил, как в бытность моряком перевозил на корабле двух медведей. Они каким-то образом вылезли из клеток и устроили кавардак. Члены экипажа опасались, что звери сиганут за борт и придется платить за их гибель солидные деньги. Но все обошлось – мишек загнали в свои дома, применив углекислотные огнетушители.

Эта история и легла в основу сценария: моряки везут звериный цирк, «артисты» повылезали из клеток и чередой идут разные смешные эпизоды.

Набросок сценария прочитал какой-то большой начальник. Ему не понравилось, что капитан корабля, член КПСС, трусливо бросает свой пост, увидев просунувшуюся в рубку голову тигра. Наверное, у чиновника были еще какие-то претензии, ибо он решил, что молодого сценариста надо «укрепить» бывалым. И соло превратилось в дуэт – вторым автором был назначен Каплер. Он прославился не только своей Ленинианой, но и тем, что осмелился завести роман с юной дочерью Сталина Светланой. За что, увы, сильно пострадал, проведя несколько лет в заключении…

Неведомо, вспомнил ли Каплер свою «кремлевскую» возлюбленную или какую-то другую свою привязанность, но он предложил озарить звериную историю нежным светом романтики. Конецкий был против, но Каплер его убедил, иронично заметив, что тот в любви ничего не понимает.

«Помню, окончательно Алексей Яковлевич сразил меня, когда рассказал обстоятельства своего ареста, - вспоминал Конецкий. - Ехал он, фронтовой корреспондент, с передовой в столицу на «эмке» - немцы тогда уже Химки без биноклей разглядывали. Голосует ему парочка красных командиров. Он, конечно, их берет в машину. Минут пять проехали, он их еще «Казбеком» угостил, а потом драматурга-ленинца хлопают по плечу и говорят: «А вот туда, налево». И въехал он на тюремный двор со всеми удобствами».

…Конечно, Каплер оказался прав, любовная линия в фильме оказалась органичной и жизненной. Да и в каком литературном или кинематографическом повествовании она окажется лишней? Оставалось всю историю о людях и зверях запечатлеть. Начиная съемки, режиссер Владимир Фетин мрачно пошутил: «Постараемся сделать веселый, интересный фильм, если… останемся живы». Кстати, до этого он снял лишь короткометражную ленту «Жеребенок» по рассказу Михаила Шолохова.

Пересказывать картину нет никакого смысла – вряд ли в России найдется взрослый человек, не смотревший ни разу «Полосатый рейс». Уместны лишь ремарки, благодарные слова о его создателях и участниках – людях и зверях.

Репетиции фильма проходили в Ленинграде на старом пароходе «Матрос Железняк», стоявшем у спуска в Неву на Васильевском острове. А для съемок в Одессе использовали теплоходы «Фрязино» и «Евгений Онегин». Главные роли исполняли народные артисты СССР Алексей Грибов и Иван Дмитриев. Оба блеснули непринужденной игрой, но второй выглядел, пожалуй, ярче. На съемках Иван Петрович, к слову, бывший моряк, подружился с дрессированной обезьяной по кличке Пират, что и отражено в картине. Спустя несколько лет артист увидел шимпанзе в киевском зоопарке, и тот его узнал. Служители даже разрешили им немного «поговорить».

Самой заметной фигурой ленты выглядела Маргарита Назарова. Она сыграла впечатляюще, и никто даже не мог подумать, что она – не профессиональная исполнительница. «Перед съемками я очень волновалась, - вспоминала Маргарита Петровна. – Но мои сомнения были чисто актерские. Как дрессировщица я не опасалась, что тигры будут плохо «играть». Но мне приходилось туго. Дублей в этом фильме не было, а были варианты. Зверь не может дважды повторить задание. Приходилось реагировать на неожиданные повороты…»

В фильме участвовал любимый тигр Назаровой – Пурш. Бенгальский хищник был совершенно ручной. Дрессировщица гуляла с ним по улицам, возила в легковой машине и даже водила в рестораны. Впрочем, зверь есть зверь – однажды тигру не понравился бант на голове Назаровой, и он, пытаясь его сорвать, сильно повредил дрессировщице височную артерию…

Под светом юпитеров и вне съемочной площадки Дмитриев довольно явно демонстрировал внимание к обаятельной Назаровой. Это вызвало недовольство ее мужа, циркового артиста Константина Константиновского, бывшего дублером Дмитриева в сценах с тиграми. Ревность его была так велика, что он даже хотел натравить на «разлучника» полосатого зверя.

Впрочем, Дмитриев не избежал встречи с тигром. Во время съемок он неожиданно столкнулся – в прямом смысле — с «дамой» по кличке Векторша. Актер, уносясь от нее, возможно, установил рекорд по бегу. К счастью, перед самым носом хищницы ему удалось запрыгнуть в свою каюту и захлопнуть дверь.

Больше всего могло достаться от зверей Евгению Леонову, но и он уцелел, оказавшись с ними наедине.

Хотя коллеги над ним подтрунивали: «Ох, съедят тебя, Женя, полосатые!» Он и сам этого всерьез боялся. В одном из эпизодов он, сверкая голым задом, улепетывал от хищников, за что удостоился мимолетной брезгливой реплики министра культуры Екатерины Фурцевой: «Фу!»

Обнаженный Леонов тоже показал высочайшую скорость и финишировал на другом конце теплохода, в капитанской каюте. Эту сцену назвали «первым в советском кино мужским стриптизом».

Запомнился своей уморительной игрой бывший фронтовик Алексей Смирнов, признанный советский комедиант. В одном из кадров он даже осмелился держать тигра за хвост. Перед этим долго входил к нему в доверие, подкармливая мясом. Но и здесь все могло закончиться плохо…

Василий Лановой, в то время молодой красавец, сыграл мимолетный эпизод загорающего на пляже туриста, который произносил ставшую знаменитой реплику: «Красиво плывут... Вон та группа в полосатых купальниках». Спустя много лет актер назвал эту роль самой любимой в своей длинной и успешной карьере.

Столь же любимой остается комедия «Полосатый рейс» и у зрителей. Уже в первый год проката в 1961 году ее посмотрели 32 миллиона 340 тысяч человек. Сейчас же это количество выросло во много десятков раз. И не только в нашей стране, но и за рубежом. Конецкий рассказывал:

«Когда столицу Кампучии освободили от красных кхмеров, во всех кинотеатрах Пномпеня четыре месяца подряд на всех сеансах шел единственный кинофильм: «Полосатый рейс» - именно его предпочли жители полуразрушенного города, чтобы заново научиться смеяться»

Мы же продолжаем смеяться, а местами – хохотать.