"Амурская осень": обзор премьер
Вот уже почти два десятилетия фестиваль становится важным событием культурной жизни столицы Приамурья. В этот раз на конкурс в Благовещенск приехало 13 картин. Все картины премьерные. В этом году программный директор Александра Жукова собрала объективно лучшее, что было снято за последние годы в нашей стране. Она сделала интересный и сложный выбор. Глубина и острота тем впечатляет. Их хочется осмыслить. Первая картина, открывшая фестиваль, - "Выйти из группы". В ленте Марии Тумовой, открывшей фестиваль, главный герой - замкнутый подросток из проблемной семьи - ищет свое место в мире и знакомится в социальных сетях с загадочной организацией, которая с помощью черных масок и спортивных бит, ведет его и ему подобных в "светлую жизнь". Действие происходит в некоем провинциальном городе — обшарпанные, не знавшие ремонта долгие десятилетия дома, ржавые гаражи, заброшенные заводские цеха, темные набережные. Мрачный мир, покинуть который можно только размахивая битой… Конечно, можно было бы напрячься и облагородить пространство, в котором живешь: снести старые, убогие постройки, побелить свой дом, если не отремонтировать полотно улицы, то хотя бы починить лавочку у подъезда… А там глядишь и жизнь бы посветлела, особенно если снять маски и оставить биты всем "светлым личностям". Но герой не идет таким легким путем. Он ждет ночи, для того чтобы разрисовать городские стены черной и кроваво-красной краской. И иные подвиги совершить… И снять это на телефон… И тогда может и допустят его в вожделенное "Светлое братство". Хочется отметить виртуозную операторскую работу и монтаж. Снято и смонтирована лента — динамично, хлестко, угнетающе. Сделано это, вероятно, специально, чтобы зритель почувствовал ту напористую агрессию, с которой "братство" терроризирует весь город. Подростки, попавшие по наивной глупости в банду, убивают спившихся людей. Убийство и террор свершаются под цитаты Фридриха Ницше, типа "падающего подтолкни" и прочей чепухе, призывающей сбросить оковы, стать незаурядным, возвысится над толпой. А в итоге оказывается, что вовсе не в чистке города от "человеческого мусора" дело. Некие серьезные люди, которых мы так и не увидели в фильме, руками одураченных подростков, убивают опустившихся пенсионеров. И все это ради… жилплощади! В фильме прекрасно работают актеры, как молодые: Евгений Кунцевич, Зоя Мансурова, Игорь Стам, так и маститые — Виктория Толстоганова, Михаил Горевой. Виктория Толстоганова не побоялась сняться в совершенно неприглядной роли - жены хронического алкоголика. Затравленный взгляд, спутанные тусклые волосы, руки, оттянутые авоськами. А как сильно сыграна сцена Толстогановой, где банда разъяренных подростков врывается в квартиру, избивает и всю в крови тащат ее героиню за волосы по полу, а под кроватью дрожит от страха и видит, как бьют ее мать маленькая дочка! А главный страх матери не за себя, а за дочь, чтоб не выдала себя! У картины нет позитивного, жизнеутверждающего финала. Здесь он лишний. Фильм необходимо демонстрировать молодежи. Очень сильная последняя сцена — главный герой перед смертью записывает видео обращение к своим сверстникам: "Не будьте глупыми! Не ведитесь на обещания! Не дайте себя обмануть...". Очень правильный посыл. Может кто-то, посмотрев эту картину, выйдет из подобной группы. А жюри фестиваля во главе с известным актером и правозащитником Андреем Смирновым присудило фильму приз за лучший сценарий. Фильм "Кто Чехова читал?" Эту ленту можно назвать хорошим средством от депрессии. Исполнитель главной роли, и он же режиссер фильма, Александр Кудренко играет сорокалетнего, неповзрослевшего человека, который весь фильм разводится с женой. Жена (Мария Валешная) долго уходит от него, потом возвращается и снова уходит, такая у женщины манера разводится… Главный герой, кстати, удачливый актер в театре, востребованный в кино и в потоке сериалов, мучается, страдает, но вернуть ее не пытается. Зато пытаясь справиться с душевной болью, ищет боль физическую: дерется в парке, ходит на митинги, где небезопасно. Внешняя, бурлящая жизнь его ото всюду выплевывает, оставляя один на один с собственными горькими размышлениями. Тогда он набирает актерский курс и ставит со студентами "Чайку". Разбирая пьесу, он начинает понимать причины одиночества, инфантилизма, душевной неустроенности. А жена всё уходит и всё возвращается… Ну нравится ей так мучить своего бывшего мужа... И когда уже главному герою становится совсем невмоготу — зритель вдруг видит прекрасный финал. Молчаливый, шизоидный и психически неуравновешенный ученик прямо на репетиции бьет его ножом в живот! Неожиданно приходит облегчение… Герой понимает, что, оказывается, есть проблемы и покруче, чем уходящая и приходящая жена. Аутизм, отстраненность, полная оторванность от жизни, идущего вслед поколения — это вам не сорокалетние, безобидные инфантилы, к которым мы уже привыкли. Дальше нам предстоит жить с совершенно бездушными людьми, у которых отсутствует сочувствие, которые живут в инсте и тиктоке И вряд ли они будут читать Чехова… Как говорит народная мудрость: "Кашу маслом не испортишь", так вот перефразируя старую пословицу, хочется сказать: "Актрисой Ольгой Волковой комедию не испортишь". На фестивале "Амурская осень" состоялась одна из самых лучших премьер — комедия "Бабки" . Это режиссерский дебют Никиты Владимирова. Для тех, кто не знает - это внук легендарной Алисы Фрейндлих. Режиссер обратился к совершенно непопулярной теме — старческое одиночество и снял блестящую ироничную комедию. Двум пожилым пенсионеркам в исполнении Ольги Волковой и Анны Алексахиной для того чтобы отдать долг бандитам, приходится открыть в квартире, принадлежащей одной из них, бордель. А полиция накрыла его одним махом. Тропинка в подъезд протоптана, место прикормленное, и старушек "ставят на счетчик". Бабушки в отчаянии, но ищут выход. Каждая по-своему. Скупая и одновременно ироничная игра великолепной Ольги Волковой моментально вовлекает зрителя в череду нелепых действий и острых ситуаций, давая понять, что выход обязательно будет найден. Но, может быть, совершенно не туда, куда хочется обеим героиням… Кстати, впечатляет профессия героини Ольги Волковой — она в прошлом прославленная фехтовальщица. Завоевывала для страны золото международных соревнований, воспитала плеяду отличных спортсменов, а состарилась, вышвырнули, стала никому не нужна. Своих же детей у героини нет. Очень смешно и непошло смотрится поход двух пенсионерок в магазин "Интим" - "аксессуары" нужны для создания должной атмосферы в новом притоне. Поддерживает новоявленных "бандерш" опытная путана Раиса: "Я все-таки 32 года в деле..." — гордо заявляет она. Агриппина Стеклова в этой роли на себя не похожа, зритель до конца не может её узнать, настолько актриса перевоплотилась. Ажурные колготки, короткая кожаная юбка, высокий начес и проче - 32 года в деле! Это вам не шутки шутить… В финале встреча с главным злодеем. Наркобарон и притоносодержатель в исполнении актера Сергея Мигицко оказывается старой любовью одной из наших пожилых героинь. И он "благородно" прощает долг… Но, тем не менее, возмездие не заставляет себя ждать. Он оказывается на фехтовальном поединке с нашей главной героиней. И за все нехорошие дела героиня Ольги Волковой яростно и точно пронзает негодяя рапирой: "Будешь знать, как торговать наркотиками!" И итоге добрые герои побеждают, и комедия заканчивается на позитивной ноте. Довольный зритель выходит из зала. А у нас появился новый, молодой, современный "Эльдар Рязанов". Снято кино динамично, легко и самое главное СМЕШНО! Фото: kinopoisk.ru Фильм "Детство Чика" Фазиль Искандер оставил большое литературное наследие, но именно четыре новеллы про Чика выбрал для своей картины осетинский режиссер Аслан Галазов. Четыре истории о детстве абхазского мальчика по имени Чик вошли картину. Рассказы о Чике существуют каждый сам по себе, но в целом они образуют художественное единство. Действие фильма происходит в Абхазской ААСР на излете сталинской эпохи, в конце 40-х и начале 50-х годов 20-го века. Чик вместе с семьей живет в приморском городке Мухус и ведет себя как обычный мальчик того времени. Обычный, но не совсем. Поступки Чика говорят о нем, как о человеке светлом и щедром на душевную теплоту. При этом парень смекалист и остроумен не по годам. Но самое главное качество нашего героя — это нравственность, благородство и острое чувство справедливости. Качества, которые в современном обществе не востребованы. Дорогого стоит одна сцена, в которой мальчик спасает бродячих собак от живодеров. Его душа не приемлет жестокости, убийства, несправедливости. Он спасает братьев наших меньших, делится с ними последним кусочком хлеба. Он заступается за пожилого соседа, которого безмерно уважает и страдает, когда видит его унижения. Он наивно по-детски пытается чтить древние традиции своего рода, боясь показаться невоспитанным, что у зрителя вызывает только улыбку. В самом начале повествования режиссер знакомит нас с семьей мальчика, с любящими его папой и мамой. Папа подвергается аресту и исчезает из нашей истории, оставляя только светлый образ в памяти ребенка. Тоска ребенка по отцу на фоне ослепительного жаркого абхазского солнца выглядит странно. Трудны глубокие переживания, когда все так светло и празднично вокруг. И Чик грустит, но улыбается, шалит с друзьями, засматривается на девочек. Он не теряет надежды, что отец вернется. Чик — это образ чистого, светлого детства, которое надеется и прощает. Съемки фильма проходили в современном Сухуме. Невозможно не отметить, что режиссеру, оператору и художнику-постановщику удалось в кадре мастерски воссоздать именно ту эпоху и с головой погрузить зрителя в атмосферу Абхазии 50-х годов. Как приятно побродить в старых залитых солнцем двориках, заросших виноградом и мушмулой, погулять по тенистым паркам, посидеть на столетних скрипучих лавочках под вечными кипарисами. Даже школьные парты в классе, где учится Чик, дореволюционные. Спасибо художнику-постановщику фильма Гарри Дочиа. У абхазцев есть крылатое выражение: "Сделаем все возможное… и невозможное тоже сделаем". Так вот в этой ленте чтобы одарить зрителя позитивными добрыми эмоциями сделали все невозможное. И даже в финале фильма в кадр попала улыбающаяся местная собака. Как это возможно?… Мне кажется, что девиз у фильма "Лебединое озеро" звучит примерно так: "Танцуют все! И даже те, кто не хочет танцевать, все равно танцует!" Не зря картине вручили Приз Прессы! Губернатор (его великолепно сыграл Игорь Яцко) какой-то не известной и не очень крупной области желает переизбираться повторно, а может быть уже и не повторно... Чтобы как-то поразить и умаслить избирателей, он просит свою жену поставить в местном театре народный балет, что должно стать хорошим пиаром его предвыборной компании. Жена, в прошлом балерина (актриса и продюсер Ольга Цирсен), берется за поставленную перед ней задачу с опаской. Творческие метания, мечты о сцене остались в прошлом. Сегодня она живет в сытом, обеспеченным мире, который предоставил муж. Хорошо, пусть муж эксцентричный самодур, играющий в православного барина с огромным штатом челяди, это ничего. Ради "золотой клетки", из которой иногда выпускают на дорогой машине с водителем, потерпеть можно. Прохаживаясь мимо яиц "Фаберже", старинных икон и дорогой посуды она обдумывает предложение. Детей у нее нет, подруг тоже. Женщина одинока. И то ли от скуки, то ли от желания угодить мужу, она соглашается. С трудом набирается балетная труппа из местных жителей — это старики, старушки, дети и маргиналы. Все хотят танцевать на сцене и познавать себя в танце. А если будет возможность увидеть губернатора на репетиции, то задать глупый вопрос: "Когда дорогу построят? Или, например, театр отремонтируете?" Но разве это сейчас главное, когда идет предвыборная гонка... Вспоминает жена губернатора и о своем учителе. Его талантливо сыграл Александр Чередник. Его конечно пришлось уговаривать, так как он давно забыл, что такое балет. Сейчас он собирает мелочь, чтобы похмелиться. Педагог отмахивается от своей бывшей ученицы как от назойливой мухи. Но жена губернатора упорна и настойчива. А по — другому быть не может, муж приказал: "Танцевать!" Пока на сцене под музыку Чайковского выстраивается абстрактный хореографический рисунок между нашей героиней и ее бывшим учителем вспыхивают страстные чувства. Ревнивый муж в ярости... Не надо долго ломать голову, чтобы не догадаться чем закончится вся история. Губернатор зовет своего соперника на званый бал в свой огромный особняк, заставляет его танцевать то самое пресловутое "Лебединое озеро" и на глазах изумленных гостей и напуганной челяди бьет зарвавшемуся педагогу морду. Затем заставляет танцевать гостей и прислугу. В финале истории разгон труппы: "Балета не будет. Расходитесь по домам". Недовольные и обманутые люди, (они же избиратели) расходятся кто куда до следующей избирательной компании. Как это знакомо российскому зрителю, живущему в нашей стране от выборов до выборов… Губернатор побеждает в предвыборной гонке и бьет поклоны перед иконой. Беременная жена печально смотрит вдаль. Можно дать занавес... Фильм "Проклятая Земля. Рок". Якутское кино — кино особенное. Снимать его очень сложно, холодно. И чем проще история, тем сложнее интересно рассказать ее зрителю. А история простая. 23-летняя студентка Алена возвращается из Москвы в Якутск после звонка маминой подруги. Пропала мама Алены и вот уже три дня о ней ни слуху, ни духу. А до этого много лет назад исчез из семьи отец. Алена обходит соседей и знакомых, обращается в полицию и получает распечатку маминых звонков. Из списка звонков становится понятно, что мама сейчас находится в деревне Сымыр. Девушка вызывает отчима, с которым мама уже давно не живет, и они отправляются на поиски потерянной родственницы. Поиски идут в заброшенной деревне, которые обходят стороной все местные жители. Земля проклята и по старинным поверьям там поселились злые духи. Казалось бы, бескрайняя тайга, свинцовое небо над пустынной деревней, таинственные реки, по которым плавают пустые лодки — этого достаточно, для того, чтобы зритель замер в ожидании и приготовился увидеть таинственную историю. Но режиссер Степан Бурнашев, давно и серьезно специализирующийся на мистических сюжетах, решил усугубить сюжет. Помогает ему в этом напряженная музыка композитора Сергея Ярмонова. Зритель в волнении ждет развязки. Нашим героям нужно не только найти пропавшую мать, но и в третий раз перезахоронить умершего шамана. Шаман умер давным-давно, но дух его приходит во сне и наяву двум женщинам. Фильм ужасов впечатляет неожиданными сюжетными зигзагами. Простому, не подготовленному зрителю сложно понять фантазийные хитросплетения сюжета, получившему "подпитку" в местных обычаях и суевериях. В итоге находится не только пропавшая мама, но и давно исчезнувший отец. При этом приходится жертвовать "пешками" — надоевшим отчимом и не в чем неповинным верным белым конем пропавшего отца. На рассвете счастливая воссоединившаяся семья возвращается в город. Ждем продолжения… Картине "Солнце будет завтра" после просмотра хочется дать другое название: "Солнца на этой земле не будет никогда..." Если бы режиссер Роберт Дэф снял этот фильм несколько лет назад, он бы показался не столь актуальным. Но именно за последний год лента приобрела наиболее яркий и острый смысл. Это история о людях, которые живут на территории никогда непрекращающейся войны. Герой картины сорокалетний Вальтер, давно покинул родную землю и переехал работать в Москву. В его родной деревне осталась пожилая мама. Однажды в его квартире раздается звонок. Родственник сообщает, что его мама попала в плен. В единую секунду, собрав вещи, документы, деньги Вальтер (его сыграл Кирилл Гребенщиков) улетает на родину. Дальше действие разворачивается в жанре бессмысленного военного абсурда. Зритель не успевает следить за тем, как кого-то убил снайпер, как кто-то кого-то похитил, и кто-то попал в плен. Пленных либо обменивают, либо давят танками... Полудокументальные — полуигровые съемки ручной камерой позволяют зрителю понять весь ужас войны. И хотя режиссер не конкретизировал историю, мы не знаем в какой стране идет война, зритель все равно понимает, что военные события на этой земле разворачиваются среди высоких гор. И война в горных селениях не утихнет никогда. И если раньше стреляли друг в друга спрятавшись среди высоких скал из автоматов, то сегодня "беспилотники" просто расстреливают людей с воздуха. Люди погибают, но не уходят. Они погружены в войну, в месть, в страдание. Это их жизнь. Они растят своих детей и внуков для того, что те мстили за погибших. И только один из воюющих молодых парней в конце фильма вдруг высказывает здравую мысль: "За что тут держатся? За голые скалы и бесплодную землю?" Картине справедливо достался Диплом Прессы "За глубокое понимание темы войны". Режиссер Александр Андреев представил на фестиваль романтическую комедию "Пять недель". В череде бесконечных карантинных дней, он зря времени не терял и снял любовную историю о том, как вечно болтающийся по командировкам Сергей (в исполнении Артема Быстрова) не по своей воле надолго "зависает" у своей питерской возлюбленной (Юлия Шубарева). Выход на улицу строго запрещен, у парочки подозревают вирус, если нарушить запрет — арест. Оказавшись в замкнутом пространстве, персонажи фильма узнают друг о друге много нового. Например, то, что Сергей давно женат и у него трое детей. А встречаются "голубки" в комфортабельной питерской квартире между прочим восемь лет! Вот так, наездами, за восемь лет не открывалась страшная правда, как вскрылось, за пять недель беспрерывного карантина. И, кстати, нашей героине вскоре предстоит стать бабушкой, что тоже не добавляет романтического флёра отношениям. И оба они оказались нетерпимыми к недостаткам друг друга. Вежливость и культура куда-то вдруг испарились. И это вечно плачущая жена с тремя детьми в видео звонках напоминает о подлости и разбитых мечтах. Герои когда-то мечтали вдвоем надолго оказаться на необитаемом острове, а месяц в квартире для них вдруг превратился в ад. "В тесной двухкомнатной клетке" влюбленные, пройдя пять стадий принятия неизбежного, вынуждены заново узнать друг друга и принять себя и мир вокруг таким, какой он есть. Карантин, наконец закончен, отрицательный тест на вирус получен, можно разбегаться каждому в свою отдельную жизнь… Но тут вдруг на землю прилетают инопланетяне. Картине досталось сразу две награды – Приз за лучшую режиссуру и приз за лучшую женскую роль. Приз за лучшую операторскую работу вручили Кириллу Мошковичу за картину "Родитель". Режиссер Влад Фурман снял драму, которая основана на реальных событиях, происходивших в конце 90-х годов. Это криминальная история о родителях, которые пытаются спасти своих детей от наркозависимости. На тему вселенского зла в виде наркотиков, в мировой и отечественной кинематографии высказано достаточно много. Но режиссеру Владу Фурману в этой истории удалось найти особую грань, он зашел со стороны родителей наркоманов и показал всю боль и страдание, людей родивших монстров… Не да Бог кому-то жить в семье, где близкий колется героином и готов за дозу пустить под откос всю семью. Главный герой - его сыграл Михаил Пореченков - борется за жизнь своей дочери. На экране зритель практически всегда привык видеть Пореченкова в образе сильного, дерзкого и непобедимого мачо. А в этой истории перед нами – растерянный, поникший шофер, который не знает, что ему делать с дочерью-наркоманкой. И даже железная клетка, "сваренная знакомыми ребятами на заводе", чтобы удержать дочь от наркотиков не помогает. Мы видим весь ужас простого человека, когда он знакомится с теневой жизнью Санкт-Петербурга и становится свидетелем подпольного наркотрафика. Мы видим горечь и страдания матери малолетнего наркомана и ее безуспешные попытки как-то изменить свою ужасную жизнь. Мария Шукшина, сыграла в этом фильме мать наркомана, медсестру из районной поликлиники. Она постоянно спрашивает себя: "Да, за что мне такая жизнь послана? Что же я такое неправильное сделала?" Осуждать малолетних наркоманов бессмысленно, это пропащие люди. В этой истории хочется, чтобы спаслись хотя бы их родители. Но они втягиваются в такое страшное противостояние, что нам остается им только посочувствовать… Гран – при имени Валерия Приемыхова достался фильму "Райцентр ", режиссера Натальи Назаровой. А также приз за лучшую мужскую роль в этом фильме присудили Никите Табунщику. Райцентр – это не центр рая, а маленький населенный пункт, затерянный в оренбургских степях. Автовокзал, куда прибывают рейсовые автобусы со всего района – место встреч и расставаний. Сюда и приезжает Радик, главный герой истории. В руки мальчика попадает крупная сумма денег, которую он хочет присвоить. Но деньги – это всегда искушение. А искушение – это, то с чего начался основной сюжет человечества.