«Когда всё хорошо, народ расслабляется»: эксперт назвал главные черты идеального начальника

Каким должен быть успешный руководитель и нужно ли выводить коллектив из зоны комфорта? Рекомендации будущим и нынешним начальникам дал экс-управляющий директор АО «150 авиационный ремонтный завод» Яков Каждан в прямом эфире, который прошёл в Калининградской торгово-промышленной палате в среду, 29 сентября.

«Когда всё хорошо, народ расслабляется»: эксперт назвал главные черты идеального начальника
© Клопс.Ru

Какими чертами должен обладать идеальный руководитель предприятия?

— Идеальный руководитель — тот, который сумел претворить классическую схему управления. Схему управления можно представить в виде круга, где четыре сегмента.

Нужно понять, чего ты хочешь достигнуть: например, выпустить 200 вертолётов. Выработать задачи, которые надо решить. Отработать механизм их реализации. Организовать контроль за реализацией этих механизмов.

Как только человек научиться оперировать этими четырьмя вещами, он станет руководителем: цели, задачи, механизм, контроль.

Важно ли выводить коллектив из «зоны комфорта»?

— Иногда это нужно делать, чтобы встряхнуть коллектив. Когда всё хорошо, народ расслабляется, нужна встряска. Хоть сам этим занимайся, хоть ищи цербера. Главное, чтобы при выходе из зоны комфорта не унижалось человеческое достоинство и чтобы это не вредило производству.

Чем легче управлять: процессами или людьми?

— Это зависит от того, что собой представляет руководитель. Если он чистый технарь, конечно, ему легче управлять процессами. Если человек в состоянии и процессами управлять, и является лидером для своего коллектива, то лучше разбираться с людьми. Процессы дают сбой, люди дают меньше сбоев, если их прогнозируешь.

Нужны ли камеры, чтобы контролировать работников?

— В сегодняшнем мире камеры где-то, может, действительно нужны, но это, скорее, чтобы потрафить самому директору: мол, он может контролировать. Но у него масса своей работы.

Есть люди, которых нужно контролировать. Только ритмичная работа может дать качество. Но специалисты творческих профессий так не могут, у них иначе мозги сложены, с ними можно говорить так: дорогой мой, можешь чай пить целый день, но в конце дня чтоб вот эту штуку мне выдал.

Какое качество должно быть у любого директора предприятия?

— Обязательное качество у директора любого предприятия: он должен быть профессионалом своего дела. Если на завод по выпуску автомобилей ставят руководить специалиста с молочно-консервным образованием, то в лучшем случае он будет вынужден слушать всех своих замов, у которых своё видение. А если он специалист по выпуску автомашин, то, выслушав своих замов, он сможет принять правильное решение.

По какому принципу руководитель должен общаться с подчинёнными, когда приходит в новый коллектив?

— Сначала новый руководитель смотрит, кто что собой представляет. При переформировании коллектива у меня всегда принцип был один. Когда уже с каждым побеседовал отдельно, и говорил: «Если я по вашему отделу знаю больше, чем вы, то вы мне не нужны». Я не должен знать больше, чем подчинённые. Они должны в своей области знать больше, чем я. Моя задача — всех выслушать и принять решение.

Договариваться о зарплате нужно уметь. Когда выгоднее просить больше: на собеседовании или после? Об этом HR-директора крупнейших российских компаний рассказывали в эфире подкаста «Деньги пришли».