Счастье и трагедия Мальвины

Мальвина была ее единственная роль, актрисы из Татьяны Проценко не получилось. Но кукольная девочка-милашка выросла в очень светлого и открытого человека. Которого теперь уже нет с нами.Три года Татьяна Анатольевна боролась с онкологией. И, может, победила бы, но вмешался коронавирус, очень быстро обнуливший все шансы на выздоровление…

Счастье и трагедия Мальвины
© Мир новостей

6-летняя Танечка Проценко ехала в поезде с мамой в Минск, в гости к родственникам. Соседкой по купе оказалась помощница режиссера Леонида Нечаева. Таня этого не знала и просто от нечего делать демонстрировала улыбчивой попутчице свои таланты: пела, танцевала, читала стихи. Когда поезд подошел к Минску, добрая тетя передала Таниной маме бумажку с номером телефона и предложила привести дочку на пробы для фильма «Приключения Буратино», который как раз готовились снимать на «Беларусьфильме». Так Танюша прямо из вагона поезда шагнула в большой мир кино…

СЛЕЗЫ ОБИДЫ

Весь этот волшебный киномир и сами съемки Тане очень понравились.

«Для нас, детей, – вспоминала она, – это была не работа, а настоящая сказка, которая продолжалась два года. Многие потом спрашивали, не сложно ли было сниматься в окружении таких блестящих актеров, как Этуш, Басов, Катин-Ярцев, Быков... А вот знаете, не сложно. Мы же были дети, для нас все это было не более чем игра. Сложно было плакать на площадке. Помните, там в фильме есть такая сцена, когда я жалею посаженного в темный чулан Буратино и плачу. Так вот, для того, чтобы заставить меня плакать, применили все возможные средства. И глицерин закапывали, и лук резанный к глазам подносили – и никакого толку. И так все сердились на меня, за то, что ничего не получается, так Леонид Нечаев со мной строго разговаривал, что я разревелась просто от обиды. И тогда Леонид Алексеевич сам схватил аппарат и закричал: «Снимаем!» А потом долго меня успокаивал, гладил по голове, говорил, что я – молодец, и угощал конфетами».

НЕНАВИСТЬ СВЕРСТНИКОВ

«Нам, детям, за съемки, конечно, заплатили, – рассказывала Татьяна. – За меня моя мама получила около 600 рублей, по тем временам неплохая сумма. На этот гонорар мне купили пианино «Аккорд», который до сих у меня стоит. А еще хватило на половину цветного телевизора, по которому мы и смотрели премьеру «Приключений Буратино».

Сразу после премьеры на киностудию на имя Мальвины стали приходить мешки писем от ребятни со всего Союза. Незнакомые дети хотели с Таней дружить, переписываться, общаться. А вот знакомые… Видимо, позавидовав успеху Тани, вчерашние друзья-подружки, с которыми она гуляла во дворе, устроили юной звезде экрана самую настоящую травлю. С ней перестали играть, дразнили.

Потом, когда Проценко уже училась на киноведческом факультете ВГИКа, ей тоже за Мальвину доставалось. Некоторые однокурсники говорили: «Фу, такое наивное детское кино. И ты в нем очень плохо сыграла!» Татьяна болезненно воспринимала все обидные высказывания в свой адрес. Не понимала, почему к ней так относятся.

«Я по ночам плакала в подушку, – признавалась она. – И очень хорошо прочувствовала, что такое одиночество».

КОНЕЦ КИНОКАРЬЕРЫ

Киноведческое отделение ВГИКа – это, конечно, хорошо. Но почему Проценко не пошла на актерское? Почему больше не снималась в кино? Ведь могла бы! Тем более что после удачного дебюта специально под нее написали сценарий фильма «Красная Шапочка». Однако прямо перед началом съемок Таня упала с велосипеда и получила серьезные травмы. Лечение, по прогнозам, должно было растянуться на месяцы. Поэтому главная роль в новой сказке «ушла» к Яне Поплавской.

«Я долго в больнице пролежала, а когда выписывалась, врачи строго-настрого запретили маме даже думать о том, чтобы я снималась. Ближайшие пять-семь лет меня нельзя было волновать даже по мелочам. А ведь кино – это один большой стресс, растянутый на время всего процесса. Так или иначе, но я выпала из кинообоймы».

Получив диплом кинокритика, в 1990-е Татьяна работала в фонде Ролана Быкова. А после его смерти сосредоточилась на журналистике.

СКАЗОЧНАЯ ПАРА

С первым мужем у Татьяны была не жизнь, а мучение.

«Я думаю, он оказался не готов нести ответственность за семью, – рассказывала Проценко. – Даже когда у нас родилась дочь, продолжал вести привычный для него образ жизни: друзья, гулянки, девушки. Я долго терпела, потом ушла. К счастью, мне было куда идти – к маме».

Новую любовь она встретила в издательском доме, куда устроилась редактором. Алексей Войтюк, как и Татьяна, рано снялся в кино – сыграл одного из трех Иванушек в фильме «После дождичка в четверг», окончил Школу-студию МХАТ.

Но на момент встречи с Татьяной сидел без ролей, поэтому и попал в издательство – надо же было как-то зарабатывать. Кроме того, в то время он тоже переживал личную драму: развелся с женой, она увезла их общую дочку за границу, и Алексей очень тосковал по ребенку. Поэтому поначалу показался Татьяне мрачным типом. Но постепенно они сблизились. И вскоре поженились. Дочь Татьяны от первого брака Войтюк воспитывал как родную. Вскоре у супругов родился и общий сын Володя.

«У нас сказочная пара: Мальвина и Иванушка нашли друг друга»,– говорили они про себя.

А Татьяна еще, светясь от счастья, рассказывала, что муж у нее – просто чудо. Он вернулся к любимой актерской профессии, полностью обеспечивает семью. И постоянно делает ей подарки – по поводу и без.

Семейная идиллия омрачилась в 2018-м, когда врачи объявили Татьяне диагноз – «онкология». И она, и Алексей испытали тогда глубочайший шок. Но оба взяли себя в руки и сказали друг другу: будем бороться. Увы, борьбу они проиграли. Удивительно, но даже во время тяжелой болезни Татьяна говорила в одном интервью: «Мне кажется, я очень счастливый человек. Рада, что прожила именно такую судьбу».

…Ее не стало 19 мая. А дома, в комоде, так и осталось лежать маленькое кружевное платьице Мальвины, которое Татьяна Проценко бережно хранила больше 40 лет...