Войти в почту

о двух масштабных культурных событиях во Франции

«Да, были заметки в газетах, но всё это ни в какое сравнение не идёт с масштабной раскруткой проекта Христо. Вот, повторюсь, умеют американцы презентации делать — сказочно, ярко, игриво, не затянуто, этому у них можно только поучиться. И что самое забавное, обеими презентациями, судя по всему, занималась одна и та же фирма. Вопрос, почему тогда они настолько разные? Я не хочу связывать это с тем, что арка — американский проект, а выставка — российский, хотя такое объяснение часто напрашивается. Но с другой стороны, глобально: если дело не в этом, то тогда в чём?»

На неделе в Париже произошли два масштабных культурных события — американский арт-проект по заматыванию Триумфальной арки полотном и презентация уникальной коллекции картин братьев Морозовых. Об одном говорили все. Другое — задвинули. Я была и там и там и не перестаю удивляться, как по-разному преподнесли мероприятия, как их «продали» общественности. Они умеют в пиар, а мы в этом, увы, слабы.

Триумфальную арку оборачивали на глазах у всех, люди решили, что будет ремонт, и бросились ругать мэра Парижа или хвалить — в зависимости от политических симпатий. Ещё задолго до открытия появились подробные сообщения в СМИ с объяснениями, что это за идея такая. Далее состоялась официальная презентация. И какая! Вот умеют они всё же любую вещь подать так сочно и на таком блюде, что его проглотят с огромным удовольствием. На Елисейских Полях сняли кинотеатр, для того чтобы там могли поместиться все желающие. А таковых оказалось много. Потому что, помимо журналистов, туда были приглашены различные представители современного искусства, випы, акционисты, арт-блогеры и т. п. (всех их нашли заранее и разослали приглашения), там же присутствовали те, кто непосредственно реализовывал проект.

На входе гостей встречали как на подбор модельной внешности блондинки с собранными в высокие хвосты волосами. Все одеты в строгие чёрные брючные костюмы, у всех на руках безупречный маникюр. Смотреть, честно скажу, было приятно. Для каждого гостя подготовили персональную карточку, которую вложили в пластиковый конвертик, а к нему приделали ленточку, для каждой категории гостей — свой цвет, на столе это тоже выглядело ярко. Выдавали бейджи быстро и чётко: назвал имя, показал санитарный пропуск, получил карту — и тебя уже приглашают в зал. В зале тоже работают специальные люди, которые тут же проводят в нужную зону: для камер грамотное расположение — наверху, чтобы обзору никто не мешал. Там же для каждого был свой отдельный блок для подключения звуковых проводов. Фотографов поставили отдельно от камер, чтобы не мешали. На экране пустили ролик про автора идеи — американского скульптора и художника Христо Явашева.

Его эскизы Триумфальной арки, его мастерская, фотографии с женой — всё по делу и в тему. На сцене — место для главных гостей: мэр Парижа, министр культуры Франции и человек, который помогал реализовать проект. Микрофон взял племянник Христо, человек с абсолютно американским менталитетом и акцентом, хотя его дядя был родом из Болгарии, но жил и работал в Штатах. Он не переставал говорить о том, какой это исторический проект, уникальный, потрясающий, невероятный. Ходил так немного развязно, по-хозяйски по сцене, шутил, создавал непринуждённую атмосферу. Каждый из выступавших обязательно пел дифирамбы его дяде и тоже говорил о том, что это выдающийся момент, свидетелями которого мы все являемся, что его реализовали вопреки всем трудностям, преодолели, справились, смогли.

Масштабно, воодушевляюще. Звучали все нужные слова, что это экологично, что там не использованы химикаты, что всё это будет переработано. Городу эта история ничего не стоила, подчёркивалось много раз, все €14 млн на обматывание арки взяты из личных средств фонда, с продажи картин и работ Христо. Племянник демонстративно прервал речь, отложил шпаргалку, чтобы поимённо представить всех, кто участвовал в реализации проекта, позвал их на сцену и стал панибратски одной рукой приобнимать каждого. Выглядело так, будто это одна большая семья. И в этот спектакль трудно было не поверить. Правда, потом всё же реальность на секунду проступила, когда всё тот же племянник, который только что тепло трепал по плечу всех этих людей, немного раздражённо сказал всем, чтобы они уже освободили сцену.

Ну действительно, акт завершён, чего отсвечивать, проваливайте. А дальше на выходе каждому выдавали образцы той ткани, которую использовали в проекте. Такой сувенир на память.

После организовали пресс-тур, во время которого ВСЕ, кто хоть как-то был задействован на проекте, были доступны для комментариев, даже альпинисты, которые на тот момент ещё работали на объекте. Можно было ходить внизу под конструкцией и подниматься на самый верх Триумфальной арки, которая в тот день слепила солнцем. Причём без всяких ограничений: щупай что хочешь, снимай где хочешь и сколько хочешь.

Туда же поднялись и остальные гости, обсуждали, фотографировались. Естественно, от такого приёма и организации люди остались в восторге. Вечером всю площадь оцепили, людей стали отгонять подальше — на арку засобирался президент. Про это мероприятие говорили ВСЕ французские, а ещё и зарубежные СМИ, смаковали каждую деталь, искали смыслы, восхищались, боготворили.

А в это же время совсем рядом готовилось открытие выставки в Фонде Луи Виттон — невероятная коллекция картин братьев Морозовых впервые покинула Россию и привезена в Париж. Готовили экспозицию целых пять лет, музейные эксперты колесили между Францией и Россией, помогали друг другу, вместе восстанавливали полотна для их транспортировки. В коллекции не только русские мастера, но и множество французских, курировали выставку тоже французы. И открывал её президент Макрон, который просил передать привет и благодарность российскому президенту за то, что такие шедевры его решением будут выставлены во Франции. Были приглашён весь бомонд: министр культуры Франции, министр культуры России, миллиардер Арно — владелец фонда. Устроили торжественный концерт оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Всё здорово, только никто об этом толком не узнал, кроме тех счастливчиков, которые оказались в числе приглашённых.

Французской прессы, хоть какой-нибудь, почти не было, камеры внутрь не пустили. Снимал на видео где-то сбоку лишь один человек, который должен был ещё и фотографировать на всех. Я уж молчу, что нас, единственный российский канал, который приехал освещать трижды отложенное из-за коронавируса открытие (и передавать привет нашему президенту), вообще выставили из здания и поставили за заграждение в 500 м от входа в фонд на улице против солнца, видимо, чтобы и там мы вообще ничего не разглядели. Ну это ладно, это наша личная история с Елисейским дворцом. Сейчас не об этом. Я к тому, что сделано всё по-другому. В сравнении с чёткой, грамотной, распиаренной презентацией около арки здесь всё выглядело очень бледно, хаотично, даже скрытно — для узкого круга своих. Удивительно, что выставку не снимали массово различные французские телеканалы до открытия и даже особо не показывали её после. О её существовании люди часто узнавали случайно из соцсетей. Да, были заметки в газетах, но всё это ни в какое сравнение не идёт с масштабной раскруткой проекта Христо. Вот, повторюсь, умеют американцы презентации делать — сказочно, ярко, игриво, не затянуто, этому у них можно только поучиться. И что самое забавное, обеими презентациями, судя по всему, занималась одна и та же фирма. Вопрос, почему тогда они настолько разные? Я не хочу связывать это с тем, что арка — американский проект, а выставка — российский, хотя такое объяснение часто напрашивается. Но с другой стороны, глобально: если дело не в этом, то тогда в чём?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.