Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах

В давние времена рабы были основой многих отраслей хозяйства. Без них не обходилось строительство, аграрный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений. Но невольники болели, получали травмы и старели так же, как и свободные люди. Они становились не нужны своему господину, поскольку не приносили дохода, но нуждались в еде, одежде, крове и лечении. Как поступали с такими рабами в разных культурах?

Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах
© BigPicture.ru

Древний Рим

О судьбе непригодных для выполнения работы невольников писал во 2 веке до нашей эры древнеримский политик и писатель Марк Катон Старший. Он рекомендовал рабовладельцам не затягивать и своевременно продавать стареющих рабов, пока те окончательно не одряхлели. При этом автор без сантиментов сравнивал людей со скотом.

Больных и постаревших рабов римляне вывозили на остров Тиберина, расположенный посреди реки Тибр. Этот клочок суши, длиной 270 и 67 метров в ширину, был посвящен богу врачевания Эскулапу и на него свозили больных, немощных и старых. Попавший на остров раб считался свободным, но вернуться «на материк» не мог. Поэтому ему оставалось медленно умирать на Тиберине от голода или просить еду у посетителей святилища Эскулапа.

К сожалению, это был единственный способ позаботиться о своем невольнике. Филантропы, просто подарившие свободу старому работнику, рисковали получить неприятности. Если такой раб умирал где-то в Риме, его владельца быстро находили по клейму на теле мертвеца и накладывали на него солидный штраф.

Остров Тиберина

Некоторые не обремененные гуманизмом хозяева могли вывезти раба за пределы города и лишить жизни, а тело спрятать. Все зависело от того, каким человеком был господин, ведь для многих знатных римлян раб был не более чем расходным материалом и инструментом для получения благ.

Северная и Южная Америка

В Новом Свете судьба нетрудоспособных рабов полностью зависела от человечности хозяина, ведь закон о таких случаях деликатно молчал. Иногда владельцы крупных плантаций, где трудились сотни невольников, строили целые больницы, где работали самые настоящие врачи.

Но силы и деньги на невольника тратили лишь в том случае, если его можно было вылечить и снова заставить трудиться. Если раб был безнадежно болен или состарился, его просто передавали общине и все бремя заботы о нем падало на плечи его родных и соседей.

Никакой пенсии или пособия старику не полагалось и, чтобы кормить таких беспомощных рабов, здоровые и трудоспособные должны были оторвать кусок хлеба от себя и своих детей. Старик или калека просто доживал свои дни в хижине, в солнечные дни выходя погреться возле входа. Смерть такого нахлебника часто была праздником для всех – ведь он переставал страдать и мучить своей беспомощностью других.

Смотрите также — Как появились рабыни-славянки в средневековой Европе