Иркутский Музыкальный театр приехал на фестиваль "Видеть музыку" с "Женихами"
Оперетту Исаака Дунаевского "Женихи" на сцене Центра культуры и искусства "Меридиан" показал Иркутский областной музыкальный театр имени Н. Загурского. Театр со славными традициями, постоянно находящийся в творческом поиске, совершенно не боящийся ни новых названий, ни провокационных сюжетов, ни экспериментальной режиссуры. Настоящий живой театр – равно интересный как в бесспорных победах, так и в неоднозначных решениях. Режиссер Николай Покотыло взялся за эту работу по инициативе театра: руководству пришла идея поставить ранний опус Исаака Дунаевского, да и артистам было интересно поработать над эксцентричным, буффонным материалом. Фарс-оперетта "Женихи". Максим Колесников - Гусь-Плешковский, Вера Щепёткина - Аграфена Саввишна, народный артист РФ Владимир Яковлев - Штобышев. Написанная в 1927 году, оперетта на тексты Сергея Антимонова и Николая Адуева рифмуется с повесткой того времени: "12 стульями" Ильфа и Петрова (роман, кстати, тоже создан в 1927 году), сатирическими рассказами Михаила Зощенко. И прежде всего - ярой антиклерикальной сатирой, которой была буквально наполнена эпоха 20-х годов. Ну и гротескное изображение нэпманской буржуазии с ее мещанством и меркантильностью, разумеется, тоже налицо. Сегодня все это кажется излишне пропагандистским и плоским. И только талант Ильфа, Петрова, Зощенко и других великих сатириков того времени поднимает их злободневные тексты до уровня большой литературы. Таким талантом товарищи Антимонов и Адуев явно не обладали. Да и Дунаевский, несмотря на разнообразие жанров в партитуре – и полька, и галоп, и чардаш, и фокстрот, и танго, не говоря уже об использовании пародийных псевдоцитат – от Мусоргского, Рубинштейна, Россини до траурного марша Шопена, гением себя в этом опусе не проявил. Впрочем, весь этот эклектичный музыкальный коктейль оркестр под управлением Виктора Олина играет лихо и даже с блеском. Авторы сочинили оперетту-пародию, в которой высмеивалось все подряд: церковь, нэпманы, классическая опера, венская оперетта. Как и главное, зачем ставить и играть подобный материал спустя почти 100 лет в совершенно ином культурном контексте? Похоже, Николай Покотыло попытался решить этот вопрос в актуальном духе пост-постмодернизма, создав пародию в кубе. Взяв на вооружение соцарт 70-х, он вместе с артистами предлагает повеселиться и над попами, и над нэпманами, и над теми, кто над ними веселился 100 лет назад. Так что целевая аудитория "Женихов" – те, для кого вся эта веселуха несет хоть какой-то заряд информации. Сценограф Евгений Терехов поместил персонажей соцартовской комедии масок в геометрические декорации, вызывающие ассоциации с Татлиным и другими художниками 20-х годов. Присутствуют здесь и визуальные элементы русского модерна и ар-деко – особенно в костюмах Анастасии Шепалинской. Аграфена Саввишна (Вера Щепеткина) сначала предстает в виде мадам Баттерфляй – голова в бигуди, китайский шелковый халат. В сцене свадьбы она в псевдорусском костюме с кокошником. Дьякон (Гейрат Шабанов) – главная мишень атеистической сатиры – одет как католический пастор (видимо, на всякий случай – чтобы не возбудились православные активисты). Впрочем, это не сильно помогает: тезис Маркса "религия – опиум для народа", подхваченный аферистом Бендером, все равно чрезмерно навязчив в этом спектакле, где принципиально нет ни живых людей, ни живых чувств – тотальная клоунада, буффонада и балаган. Фарс-оперетта "Женихи". Заслуженная артистка РФ Любовь Полякова - мадам Пендрик. Артисты хорошо поют – замечательно прозвучал квартет женихов – Александр Айдаров (Повар), Владимир Яковлев (Гробовщик), Виктор Лесовой (Извозчик) и Гейрат Шабанов (Дьякон). Отлично двигаются девушки с "низкой социальной ответственностью" под руководством харизматичной мадам Пендрик (Любовь Полякова). Обаятельны и выразительны Максим Колесников в роли Маркера и Николай Мальцев в роли восставшего из гроба Ивана Самсоновича. Как будто все на месте для создания веселого развлекательного шоу. Но публика смеется неохотно и крайне редко. И виноваты в этом вовсе не артисты и не музыканты. А, пожалуй, сам материал – весьма и весьма посредственный. Не зря эта оперетка не оставила после себя ни одного настоящего хита, достойного Дунаевского.