«Приглашать музыкантов стало очень сложно»: в Новосибирской филармонии рассказали о том, как им удается собирать полные залы после пандемии

О том, что из-за пандемии стало важнее маркетинга, какие проекты родились, пока все сидели дома, и почему артисты до сих пор отказываются от гастролей, – в рубрике «Между делом» с Ириной Мжельской на BFM-Новосибирск. Гостем рубрики стала заместитель директора Новосибирской филармонии по международным связям Алена Болквадзе.

«Приглашать музыкантов стало очень сложно»: в Новосибирской филармонии рассказали о том, как им удается собирать полные залы после пандемии
© Bfm.ru Новосибирск

Алена, чем запомнится зрителям наступивший сезон в филармонии?

Нас ждет крупнейший международный джазовый форум SibJazzFest, который уже стал брендом нашего города. И второе событие – крупнейший Международный «Рождественский фестиваль». Это торжество и яркость красок, театра, музыки, всего неожиданного, всего нового, что происходит в мире, – будет на наших сценах в декабре.

Есть мнение, что пандемия дала старт новым проектам. Появятся ли новые звезды на площадке филармонии?

В августе у нас выступал Алексей Кортнев и музыканты нового проекта «НесJAZZный Случай», который родился на пике пандемии. Проект стал настолько успешен сейчас, что действительно есть мысль – а может, это тот "волшебный пинок", который рождает новые бизнесы, новые проекты, новые программы?

Кстати, самый яркий проект этого лета – «НЕфестиваль» после локдауна. Это не отрицание, это попытка придать новую форму, так называемую новую обертку нашим традиционным фестивалям с оригинальным содержанием. Новые звездные имена? Конечно! Все новое и оригинальное – это наше кредо. Даже если это классическая музыка, джаз – это новые имена, оригинальные программы, фестивали.

Сейчас, после пандемии, стало сложнее или проще договариваться с актерами и музыкантами? Артисты осторожничают или, наоборот, все устали и готовы к концертам?

Приглашать музыкантов стало очень сложно, даже несмотря на мой почти тридцатилетний опыт и невероятное количество контактов, друзей, коллег. Нельзя сбрасывать со счетов то, что очень многие артисты в принципе не хотят путешествовать. Боятся заболеть, боятся повторно заболеть, боятся контактов.

С одной стороны музыканты не могут жить без гастролей, но из-за пандемии и введенных ограничений они вынуждены отказываться от дальних туров. На тот же джазовый фестиваль количество проведенных переговоров просто в десятки раз превысило количество концертов.

С другой стороны, Европа и США открылись для концертной жизни. Известные музыканты и так были всегда заняты, а теперь оказались заняты вдвойне, потому что должны отдать «долги» за несостоявшиеся концерты. Ведь по многим отмененным фестивалям были договоренности не возвращать билеты и провести концерты, когда пандемия закончится. Поэтому теперь у очень многих музыкантов совершенно фантастический график занятости.

Какие сейчас сложности в приглашении музыкантов из-за рубежа?

Для приезда музыкантов и их выступлений нужно разрешение на въезд в Россию от правительства Российской Федерации. Это достаточно долгий процесс и дополнительное время, дополнительные силы, дополнительный расход энергии, но, я думаю, у нас все равно получатся очень красивые фестивали.

Изменилась ли ваша аудитория в период пандемии? Появилось больше молодежи или наоборот? В некоторых сферах из-за ограничений сильно поменялись аудитории. Как у вас с этим?

Конечно же, пандемия повлияла на наших зрителей. Во-первых, старшее поколение, которое посещает концерты классической музыки оказалось уязвимо в пандемию. Во-вторых, были существенные ограничения на работу с детьми. Это, конечно, ограничило, наложило большой отпечаток на состав нашей публики. Мы это поняли сразу, когда начали в прошлом году работать на «Белом фестивале».

Проект «НеФестиваль», Филармонический камерный оркестр и Юлия Рубина (август 2021 года). Фото: Михаил Афанасьев.

Но, тем не менее, город живет, люди живут своей жизнью. Самое главное, «благодаря» пандемии, у людей очень обострилось желание получать впечатления. Именно пандемия, вынужденное сидение дома у телевизора или у экранов компьютеров, гаджетов, обострили потребность в живом общении, живом взгляде на сцену и живой энергии, которая идет со сцены. Этот обмен, энергия со сцены и ответный восторг публики, оказался сейчас особенно важным для всех. Об этом говорят отзывы в соцсетях и сами люди, которые подходят после концертов и благодарят. Мы очень сильно чувствуем энергетику зала, она очень разная на разных концертах.

Проект «НеФестиваль», «‎Гамлет Story» (август 2021 года). Фото: Михаил Афанасьев.

Мы надеемся, что благодаря нашим очень неординарным и очень ярким проектам, мы сможем расширить круг нашей публики. К примеру, нам удалось привезти сюда один из самых модных, трендовых проектов московских сцен – «Гамлет story». Новосибирцы смогли увидеть его без затрат на билеты на самолет. Мы получили колоссальное удовольствие от проведения мероприятия, от общения с публикой.

Вы повысили стоимость билетов из-за того, что действуют ограничения на заполняемость залов?

Коварный вопрос... Есть проекты, которые финансируются правительством Новосибирской области. Например, «Транссибирский фестиваль», «Джазовый фестиваль», «Рождественский фестиваль». И благодаря этому, цены на билеты даже на звезд первой величины всегда доступны.

Но есть чисто филармонические идеи, которые, как и «НЕфестиваль», появились относительно недавно. Конечно, мы ведем переговоры и убеждаем артистов, что важно приехать в Новосибирск и выступить на сцене Новосибирской филармонии. У нас особая публика, фантастические слушатели, – и это отмечают все гости.

Кто будет выступать в рамках «Рождественского фестиваля»?

Секреты выдавать пока не буду, программа «Рождественского фестиваля» будет презентована в ближайшее время дирекцией фестиваля. Могу сказать одно, что фестиваль будет очень событийным.

Сегодня уже можно ознакомиться с программой и купить билеты на «SiBJazzFest 21». В плане фестиваля – 10 концертов. Если сходить на все, можно получить прекрасное представление о великой джазовой культуре в ее современном пространстве.

В программе ‒ яркие имена мировой джазовой музыки: Триша Бутте, Женя Гимер, Седрик Онрю. Самые модные имена российского джаза новой волны – Вадим Эйленкриг и LRK Trio. Экзотическое открытие фестиваля – джаз-мугам Риада Маммадова. Эзотерический синдикат Алекса Ростоцкого – аудиовизуальный спектакль объединяет музыку и видео-арт, создаваемый в режиме реального времени. На закрытии фестиваля выступит легендарный оркестр имени Олега Лундстрема и Фантине.

К этому коктейлю остается добавить появление двух совершенно новых фестивальных форматов: джазовой кухни и специальной программы для детей. Хедлайнер «Джазовой кухни» – Виктор Радзиевский, известный российский джазовый продюсер, журналист, активный популяризатор джаза. Виктор является директором первого в России международного джазового агентства VR Jazz Agency, которое занимается организацией туров и выступлений звезд мирового джаза в России и за рубежом, а также заместителем директора радио 1JAZZ.RU.

На одной из встреч, Виктор поднимет тему «Менеджмент артиста в современной музыкальной индустрии» – из чего складывается стратегия развития и продвижения артиста (музыканта) в современной музыкальной индустрии? Как быть музыканту в эпоху пандемии? Как работать и продвигать себя музыкантам. Кстати все мастер-классы и встречи в рамках Джазовой кухни будут проводиться по регистрации в таймпеде. Ссылки уже даны на сайте филармонии. Мы приглашаем всех, кому интересна и история, и будущее джаза. Можно будет не только послушать, но и подискутировать.