Укулеле, флейта или клавесин: зачем современным детям заниматься музыкой
Музыка не только дарит эмоции, но и развивает воображение и интеллект. А занятия этим видом искусства приучают к дисциплине и помогают добиваться поставленных целей.
Музыка для каждого
В России давно сложились традиции музыкального образования. Музыку изучают в средней школе, а после уроков дети могут посещать музыкальные кружки и учиться играть на разных инструментах.
Ребята, которые хотят заниматься музыкой более профессионально, поступают в школы искусств. В Москве обучение по этому направлению предлагают 133 учреждения, что значительно превышает количество школ, обучающих изобразительному искусству и хореографии. При этом ребятам предлагают новые направления и новые инструменты, которые в музыкальные школы закупают в рамках проекта «Искусство — детям». Более того, у детей есть возможность заниматься на таких редких инструментах, как альт, фагот, блокфлейта. В 15 школах искусств можно научиться играть на органе, а в двух школах есть три клавесина.
А главное, уверены педагоги, музыкой может заниматься каждый ребенок. У каждого малыша есть какой-то талант, а как его способности будут развиваться, уже зависит от домашней обстановки и социальной среды.
«Можно определить музыкальные способности тестами, но для обучения необходимы три составляющие: способности ученика, компетентный преподаватель и родитель, который заинтересован в процессе обучения», — считает Наталья Осипова, преподаватель детской музыкальной школы имени Н.С. Голованова по классу «флейта».
Некоторых ребят приводят на музыкальные занятия родители, которые сами обучались музыке в детстве. В других семьях детей отдают в музыкальный коллектив, в котором когда-то занимались родители.
«У нас в ансамбле прослеживается преемственность поколений. Сначала ходили бабушки, потом мамы и папы. А теперь они приводят своих детей, потому что знают — наша система обучения гарантирует не только профессионализм, но и яркое счастливое детство», — говорит Анна Аверьяненко, главный хормейстер Ансамбля песни и пляски имени В.С. Локтева Московского дворца пионеров.
Желание заниматься музыкой может появиться после похода на концерт, детей могут вдохновить музыканты или какие-то произведения. А кто-то, как, например, Наталья Осипова, решает посвятить свою жизнь музыке после обычного урока в школе.
«В 10 лет на уроке музыки нам поставили симфоническую сказку “Петя и волк” Сергея Прокофьева, где персонажей изображают разные духовые инструменты. И меня впечатлил образ птички, которую изображала флейта. И в тот же день я попросила родителей отвести меня на занятия. С тех пор музыка стала моей профессией и жизнью», — рассказала она.
Некоторые дети просто хотят быть похожими на своих кумиров — современных исполнителей. Они посещают занятия для себя, а не ради музыкальной карьеры. Например, как ребята из кружка по игре на укулеле (миниатюрная гавайская гитара с четырьмя струнами) в школе № 1544.
«Сегодня укулеле — популярный инструмент, на котором играют многие музыканты. Дети выбирают занятия на укулеле, так как на нем легко и приятно исполнять любимые песни. Ребята хотят быть похожими на своих кумиров и стать такими же яркими и свободными в выражении эмоций», — говорит Екатерина Затонская, преподаватель кружка.
Фантазия, игры и индивидуальный подход
На то, как ребенок будет заниматься и усваивать материал, влияют не только профессионализм, но и личные качества преподавателя.
«Личность педагога очень важна. Как он может увлечь детей, как преподносит материал, его харизма, опыт. Если он выступает на сцене и ученики приходят посмотреть, это их вдохновляет и мотивирует», — говорит Федор Шагов, преподаватель Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф. Шопена по классу «туба».
Преподаватель должен виртуозно владеть инструментом и при этом быть грамотным наставником, находить подход к каждому ребенку. Если учитель проводит различные мероприятия, такие как фестивали и концерты, то это тоже вдохновляет учеников, считает Наталья Осипова.
Сегодня меняется и подход к преподаванию, многие специалисты стараются совмещать традиционные методики с новыми, развивать свои авторские методы.
«Мы вводим инновационные методики в обучении пению, используем большой комплекс гимнастик и упражнений, например дыхательные упражнения. Мы работаем над свободным ощущением своего тела, раскрепощением, чтобы дети уверенно чувствовали себя на сцене», — рассказывает Анна Аверьяненко.
Важно найти подход к каждому ученику, учитывать его музыкальные предпочтения, предоставить ему свободу выбора. Любимые мелодии сразу увлекают ребят, им проще их изучать. «У нас много современных произведений. В мае мы выпустили клип на песню Coldplay. А молодые композиторы пишут музыку для нашего ансамбля песни и пляски», — говорит Анна Аверьяненко.
Также стоит интересоваться, чем еще занимается ребенок, что любит. «Можно обсудить то, что ребенку нравится, например музыку к фильму «Гарри Поттер». Тогда занятия перестанут быть рутиной. Задача преподавателя — найти ключ к каждому ученику и открыть ему путь в мир музыки», — говорит Наталья Осипова.
Использование игровых практик делает занятия увлекательными. Федор Шагов считает, что маленьких детей можно увлечь сказкой. А Наталья Осипова советует придумывать интересные названия для упражнений и подключать фантазию ребенка. Например, в ее пособии есть картинка, на которой музыкальная теория изображена в виде «дерева флейтового мастерства».
Вовлеченность родителя — залог успеха ребенка
Если взрослые сами слушают дома произведения мировых классиков или ходят с детьми в театр и на концерты, то у ребенка постепенно развивается хороший вкус.
Но от родительского участия зависит и продуктивность обучения. Мама и папа являются связующим звеном между ребенком и преподавателем. Родителям необходимо держать на контроле домашние задания — это 80 процентов успешного обучения, считает Екатерина Затонская. Также важно отслеживать, с каким настроением занимается ребенок.
«Ребенок часто боится что-то сказать преподавателю, а чуткие родители замечают, что он теряет интерес. Тогда преподаватель может попробовать новую методику или сменить репертуар», — говорит Екатерина Затонская.
Музыка как вечный двигатель
По мнению педагогов, дети, которые занимаются музыкой, более открытые и эмоциональные, более уверенные в себе. Они комфортнее себя чувствуют в этом мире, бережнее относятся к природе и друг к другу.
«Занятия музыкой воспитывают волю и дисциплину. Заниматься нужно регулярно, без перерывов, с таким же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале», — говорит Федор Шагов.
Благодаря занятиям музыкой у ребенка развиваются математические способности, пространственное мышление, память. Маленькие музыканты лучше говорят и пишут, им легче дается грамматика и иностранные слова.
«Музыканты постоянно открывают для себя новые возможности для самореализации, оттачивая технику игры на инструменте или педагогическое мастерство, развиваются интеллектуально и духовно. Музыкальное искусство — это perpetuum mobile (вечный двигатель) прогресса человечества», — говорит Наталья Осипова.
Новые кабинеты, электронный орган и 15 роялей: как изменилась хоровая школа «Весна» после ремонтаХочется делиться музыкой со слушателями: девятилетняя органистка — о победе в конкурсе грантовГранты Мэра Москвы в сфере культуры и искусства: победители прошлых лет — об участии в конкурсеОт победы в первом конкурсе до работы в Большом театре: истории успеха выпускников столичных школ искусств