Крейсер «Варяг». Весь огонь по флагману!
Фильм «Крейсер Варяг» был снят на киностудии «Союздетфильм» и поставлен режиссером Виктором Эйсмонтом.
Картина 1946 года получилась впечатляющая, с батальными сценами, хотя и без спецэффектов. Да и не было их в то время. Запоминались личности, их слова, поступки. Впрочем, даже сейчас, спустя 75 лет достоинства ленты не поблекли. Многие в СССР с детских лет знали о геройском подвиге крейсера, и лента воспринималась как хроника событий…
Приемный сын вождя Артем Сергеев вспоминал:
«Когда у Сталина было неважное настроение, он ставил на патефон пластинку с песней «На сопках Маньчжурии» со старыми словами: «Белеют кресты далеких героев прекрасных / И прошлого тени кружатся вокруг, / Твердят нам о жертвах напрасных…» Сталин несколько раз прослушивал, переставлял пластинку на словах: «Но знайте, за вас мы еще отомстим и справим кровавую тризну»
Это произошло в 1945 году, когда Советская армия, разгромив Германию на западе, принялась крушить Японию на востоке. Война, длившаяся меньше месяца, закончилось триумфом Русского оружия. Вскоре Сталин снова вспомнил о Русско-японской войне начала ХХ столетия и потребовал снять о ней фильм. За основу был взят подвиг моряков крейсера «Варяг».
…В начале 1904-го крейсер, спущенный со стапелей William Cramp and Sons в Филадельфии четыре гола назад, прибыл в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской миссии. Корабль встал на внутреннем рейде залива вместе с канонерской лодкой «Кореец».
Утром 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года Россия и Япония оказались в состоянии войны. Наследники самураев потребовали от русских покинуть рейд, в противном случае угрожая потопить оба корабля. Капитан «Варяга» Всеволод Руднев и командир «Корейца» Григорий Беляев отказались подчиниться наглому ультиматуму, хотя и многократно уступали неприятелю в численности, артиллерии и прочих боевых компонентах.
В тот день на «Варяге» прозвучал сигнал: «Все наверх, с якоря сниматься». Через десять минут красавец-крейсер под звуки гимна «Боже, царя храни» вышел из бухты, чтобы принять свой первый и последний бой…
Главную роль в фильме – капитана I ранга Руднева сыграл знаменитый актер МХАТа Борис Ливанов – отец «Шерлока Холмса» Василия Ливанова. Последний затмил отца, но не потому что он ярче, талантливее, а от того, что несправедливое время отодвигает, затмевает и забывает людей.
Борис Николаевич был прекрасным актером, исполнившим во МХАТе немало запоминающихся ролей. Ливанов-старший - высокий, статный сверкал и в кино, где часто наряжался в исторические костюмы. Он сыграл вождя народного ополчения Пожарского, полководца Суворова, композитора Глинку, князя Потемкина, поэта Ломоносова, маршала Рокоссовского, пролетарского горлана-главаря Маяковского…
Ливанов проникался великими образами, играл с настроением. И в фильме «Крейсер Варяг» сыгранный им Руднев - истинно русский офицер: честный, храбрый. Глаза мечут молнии, голос гремит. «Надобно сражаться? Отлично, я со своей командой приму бой. Чести русского оружия не посрамлю, Андреевский флаг не спущу! Будем драться до последнего снаряда!»
Перед сражением Руднев обратился к экипажу «Варяга»: «…Японский адмирал, который торчит на горизонте со своей эскадрой, желает нас атаковать. Да нет же! Мы русский крейсер, лучший крейсер мира. Нас, как говорится, голыми руками не возьмешь! И не они нас, а мы их атакуем, не считаясь с их числом! Вражеская эскадра перед нами, тем больше чести. Исполняйте свой долг спокойно, точно. Тогда каждый снаряд ляжет в цель…»
На черно-белых кадрах дымит четырьмя трубами сверкающий большим телом «Варяг», выходящий из порта Чемульпо. Позади – небольшая канонерская лодка «Кореец» под началом капитана IIранга Беляева. Эту роль исполнил Александр Зражевский. Его имя кануло в Лету, но в то время он был известным актером.
…На горизонте - грозные силуэты четырнадцати японских кораблей, выползших из-за острова Пхамильдо. Проходит несколько тревожных минут, и русский горнист трубит атаку. Руднев приказывает: «Весь огонь по флагману!» Горизонт застилает пороховой дым. Через несколько секунд японская эскадра отвечает многократными залпами.
Вода закипает от взрывов. Падает один матрос крейсера, другой. Трещат переборки «Варяга», рушатся мачты, палуба залита кровью. Но и русский крейсер наносит урон неприятелю – идет на дно японский корабль. Это по фильму, в реальности же представители Страны восходящего солнца утверждали, что «Варяг» не нанес повреждений ни одному их кораблю. Однако не верится! Хочется верить тому, что говорит в фильме Руднев: «Вражеский крейсер и два миноносца на дне. Два других жестоко подбиты. Японский флагман горит и откатился на зюйд...»
Бледный капитан бросает офицерам: «Последний парад, господа» и шагает на раскаленную палубу. На мачте горит, подожженный снарядом Андреевский флаг, но матрос, устремившийся наверх, укрепляет новый стяг. Грохочет песня: «Наверх вы, товарищи, все по местам, последний парад наступает. Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает!..»
Странно, но подвигом русских моряков вдохновился иностранец: австриец Рудольф Грейнц, написавший стихотворение «Der «Warjag». Его положил на музыку солдат 12-го Астраханского полка Алексей Турищев. Мелодия, названная «Гибель «Варяга» так сильна, так чувствительна, что от нее мурашки бегут по коже. Слушать ее без волнения невозможно…
Этот старый, но не устаревший фильм – констатация подвига: русские люди пошли на смерть, не колеблясь, ради чести флага, любви к Отчизне. Это не пафос, а факт, который надо бережно хранить. Остается добавить, что за исполнение роли Руднева Ливанов был удостоен Сталинской премии. Ту же награду получили Зражевский, Эйсымонт и автор сценария Григорий Гребнер.
…После сражения крейсер «Варяг» – разрушенный, потерявший ход, был затоплен, дабы тот не попал в руки врага. «Кореец», тоже изрядно пострадавший, русские взорвали. Уцелевшие в боях и раненые моряки вернулись в Россию…
На родине их встречали восторженно, специальный поезд провез героев по всей империи. Прибыв в Санкт-Петербург, моряки, осыпаемые цветами, церемониальным маршем прошли по Невскому проспекту от Московского вокзала до Зимнего дворца. Там их принял Николай II. Он поднял тост за героев: «Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на «Азове и «Меркурии». Теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена «Варяга» и «Корейца». Они также станут бессмертными… От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!»
Увы, в той войне не было побед, почти везде русских преследовали неудачи. На море и на суше они отступали, оставляя крепости и теряя боевые корабли. Но в том нет вины моряков и солдат – они дрались храбро. Однако слаба была амуниция, иные военачальники делали свое дело из рук вон плохо и погубили военную кампанию…
Матросов двух кораблей наградили Георгиевскими крестами, офицеры были удостоены орденами Святого Георгия. Была учреждена медаль «За бой «Варяга» и «Корейца», которой были отмечены все участники сражения.
Прошло много лет. Подвиг русских моряков продолжали чтить и в советские времена и исполнять написанную в честь храбрецов песню. Только заменили куплет, который начинался словами: «Где ждут желтолицые черти» на другие – «Где нет ни защиты, ни тверди».
В 1954 году в СССР состоялись торжества, посвященные 50-летию сражения между русскими и японскими кораблями. Их инициатором стал сын капитана «Варяга» - Николай Руднев. Еще были живы моряки с легендарных кораблей, которых отметили медалью «За отвагу». Им назначили пожизненную, ежемесячную пенсию в 600 рублей.
Старикам показали фильм «Крейсер Варяг». В отсвете экрана было видно, как по морщинистым щекам ветеранов текли слезы. Моряки мысленно возвращались к тому незабываемому времени, и снова, как в молодости, горячо бились их сердца…