Пленом и лагерем дополнили историю «Ивана Денисовича»

Фильм Глеба Панфилова по мотивам рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» спешит к зрителям.

Пленом и лагерем дополнили историю «Ивана Денисовича»
© НДН.Инфо

В культурной жизни России произошло важное событие: в Москве в кинотеатре «Художественный» состоялась премьера фильма Глеба Панфилова «Иван Денисович». Известный режиссер снял свою картину по мотивам рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который был опубликован в 1962 году Александром Твардовским в журнале «Новый мир» и стал самым ярким литературным событием на многие годы.

Идея снять по этому рассказу художественный фильм пришла Глебу Панфилову более 10 лет назад — когда он снимал сериал по роман Солженицина «В круге первом» и в процессе работы много общался с писателем. Увидев, что режиссер очень тонко чувствует и понимает мысли и движения души автора и его главных героев, Александр Исаевич «благословил» Панфилова на экранизацию «Ивана Денисовича». Но по разным обстоятельствам осуществить эту идею долгое время не удавалось. И вот наконец картина закончена. Представили фильм первым зрителям сам Глеб Панфилов, продюсеры картины Антон Златопольский и Максим Панфилов, актеры Филипп Янковский, Инна Чурикова и Артур Бесчастный.

Немного истории

Рассказ «Один день Ивана Денисовича», представленный для солидности как повесть, принес Александру Солженицыну мировую славу. И то, что за экранизацию этого произведения взялся один из самых маститых и титулованных российских режиссеров Глеб Панфилов — можно считать гарантией качества. В 2006 году, работая вместе с Солженицыным над сериалом «В круге первом» для телеканала «Россия», Панфилов сам написал сценарий — и его работа была горячо одобрена автором романа. Многосерийный фильм после выхода получил национальные кинематографические премии «Ника» и «Золотой Орел», стал обладателем премии ТЭФИ-2006 в номинациях «Лучший фильм», «Лучший оператор», «Лучший художник» и «Лучший сценарий», получил главный приз на международном фестивале в Биаррице. После этой картины Глеб Панфилов и задумал — с одобрения автора — снять «Ивана Денисовича». Но судьба распорядилась иначе: от рождения идеи и до ее воплощения прошло больше десяти лет. Наталья Солженицына — вдова писателя и Президент Фонда Солженицына — поддержала Глеба Панфилова в его идее дописать историю героя, чтобы сделать ее более кинематографичной. Наталья Дмитриевна одной из первых посмотрела эту киноленту, была на премьере фильма и аплодировала режиссеру в финале вместе с остальными гостями.

«Потрясающий материал»

Хотим отдельно подчеркнуть: это не прямая экранизация — это фильм по мотивам рассказа, в котором режиссер и автор сценария дописывает историю солдата Ивана Денисовича Шухова, рассказывая больше подробностей о том, как он воевал, как попал в плен и бежал из него, как попал в лагерь.

— Я начал работу над картиной с мыслью о великом авторе и в воспоминаниях о предыдущей работе «В круге первом», которая меня захватила, — рассказывает Глеб Панфилов. — Это был потрясающий материал! Только потом, прочитав внимательно рассказ «Один день Ивана Денисовича», я понял, что это очень сложное для экранизации произведение, и мне пришлось в нем как следует разобраться. Текст автора, его мысли, слог я по крупицам выбирал, потому что они на вес золота, но диалогов в книге очень мало — их прописывали для кино. История в нашем варианте не противоречит тому, что написано у Александра Исаевича, а органично связывается с тем, что он написал.

Более того: там есть такие моменты, которые, мне кажется, автор специально написал для меня — чтобы у меня все связалось и все получилось. Откуда он знал, что спустя почти 60 лет после публикации рассказа некто Глеб Панфилов решит поставить его в кино?!. Мне важно было сделать живую картину о человеке в экстремальных обстоятельствах: война, плен, лагерь…

О человеке, который выживает, преодолевая сложности, превратности жизни — и оставаясь при этом человеком. Оставаясь достойным уважения человеком. Это кино — дань моего глубокого уважения к Александру Солженицыну.

Все как тогда…

Фильм повествует о рядовом солдате Иване Шухове, который по законам военного времени после немецкого плена оказывается в родной стране заключенным с лагерным номером Щ-854. Среди снегов вместе с другими зеками Шухов строит будущий завод — гигант космической промышленности. Несмотря на несправедливость, голод, унижение и страх, даже в каторжном лагере Иван Денисович сохраняет удивительные свойства русского характера.

В фильме снимались Филипп Янковский, Инна Чурикова, Владимир Еремин, Артур Бесчастный и другие, а текст от автора читает Леонид Ярмольник.

Съемки картины начались в начале зимы 2018 года. Первыми были сняты сцены боевых действий в подмосковном Ступино — в тех местах, где во время Великой Отечественной войны шли реальные сражения за Москву. В самом начале съемок картины так совпало, что в Подмосковье ударили сильные морозы, что фактически погрузило съемочную группу в «реальную атмосферу» ноября 1941 года, где по сценарию Глеба Панфилова разворачиваются события первых эпизодов фильма. Февральский мороз не щадил ни людей, ни машины. Историческую технику времен войны — танки, самоходные орудия, автомобили — отогревали по ночам в армейских палатках тепловыми пушками. Иногда машины не выдерживали тридцатиградусного мороза, и чтобы не сорвать съемку, приходилось вызывать дублирующую технику.

Спустя год после окончания съемок военного блока группа проекта продолжила работу над фильмом. На строительстве декорации и в съемках картины задействованы консультанты из Музея ГУЛАГа и общества «Мемориал». Художники изучали архивные документы, фотографии, воспоминания сидевших в лагерях — и строили в 21 веке лагерную реальность середины прошлого столетия.

Сила духа

Главную роль в фильме — того самого Ивана Денисовича Шухова — исполняет Филипп Янковский. На премьеру в кинотеатр «Художественный» он приехал вместе с супругой Оксаной Фандерой и дочерью Елизаветой.

— Я испытал огромную радость и гордость от работы с таким большим режиссером, как Глеб Панфилов, — признался нам на премьере Филипп Янковский. — Тем более — над таким серьезным драматическим материалом. Конечно, работа была очень тяжелая, само произведение очень тяжелое, условия съемок непростые… Но тем не менее каждую минуту я испытывал ощущение радости за то, что мы работаем над этим материалом. Моя задача была — прожить жизнь человеческого духа. Мы сразу договорились: когда Шухов сидит в лагере, я, при всей душевной боли, играю самый счастливый день его жизни. Глеб Анатольевич очень четко поставил мне задачу: сыграть улыбку через боль. Эта история — о несломленном характере, о жажде жизни, о любви и преданности, и мне хочется верить, что найдется немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера.

Сам Глеб Панфилов уверен, что у этого фильма будут свои зрители, которые вместе со съемочной группой могут попытаться понять что-то очень важное в жизни.

— Наш «Иван Денисович» — это рассказ о тысячах советских солдат, которые сражались на войне, и чье единственное «преступление» заключалось в том, что они были захвачены нацистами и стали военнопленными, — поясняет нам Глеб Панфилов. — По возвращении из плена ждали быстрый суд и десять лет в сибирских лагерях. В чем же тогда причина, по которой такие заключенные, как Иван Денисович, остаются в живых? Что побуждало их просыпаться каждое утро, чтобы встретить еще один день ада? Наш фильм — попытка ответить на эти вопросы…

7

Яна Невская, фото Вадима Тараканова, Михаила Рыжова, кинокомпании «Вера» и пресс-службы фильма

(ИА «Столица»)