«Слишком много счастья»: фильм о том, как Софья Ковалевская боролась с гендерными стереотипами

Имя первой в мире женщины-математика Софьи Ковалевской долгое время было как будто забыто обществом. Сегодня с подъемом интереса к женскому движению за равноправие, о ней снова вспоминают. Но лишь немногие знают, когда она жила, над чем трудилась и за что пользовалась уважением.

«Слишком много счастья»: фильм о том, как Софья Ковалевская боролась с гендерными стереотипами
© Слово и Дело

Почему Ковалевская?

Напомнить об этом взялся молодой режиссер Александр Новинский. В своей картине «Слишком много счастья» он показал, с какими трудностями сталкивалась Софья Ковалевская на своем пути, как ей удалось все-таки получить звание профессора и завоевать признание во всем мире.

Софья Ковалевская росла в деревне Полибино (Псковская область). Там она, будучи девочкой, проявила незаурядный интерес к точным наукам и решила связать свою жизнь именно с математикой.

Режиссер Александр Новинский в интервью для «Слово и Дело» признался, что фильм «Слишком много счастья» — это его дипломная студенческая работа. Софья Ковалевская стала главным героем его фильма, так как он сам вырос в той же местности, и с детства был увлечен ее личностью, которую в России, кажется, только там и помнят.

«Почему фильм именно о ней? Начнем с того, что я вырос в тех же краях, что и она. С детства я был в ее доме-музее, в усадьбе деревни Полибино Псковской области. Мне была знакома ее личность, фигура еще с начальной школы. Однажды я задумался, о ком я хотел бы снять документальный фильм, о какой личности хотел бы рассказать публике. Софья Ковалевская вполне подходит на эту роль, потому что ей очень мало уделяется внимания сегодня. Если подойти к любому человеку на улице и спросить о ней, как правило, люди теряются: где-то что-то слышал, но точно никто не знает. Виной всему, я думаю, та малая роль, которая ей уделяется в системе образования в целом», — считает режиссер.

Женщина в науке

История Софьи Ковалевской сегодня особенно актуальна. На протяжении всей своей жизни она сталкивалась с гендерной дискриминацией, несмотря на серьезные научные достижения в математике. Более того, ее признавали, как ученого во всех просвещенных кругах Европы, в то время как в России ей не позволялось даже занять кафедру в университете, не говоря о получении профессорского звания – максимум, преподавать математику в младших классах.

Когда она достигла высот в своей карьере, ее приглашали на открытие Эйфелевой башни в Париж, приглашали работать в ведущие институты Европы: во Францию, в Финляндию и в Стокгольм, куда она поехала по приглашению известного шведского математика Магнуса Гёста Миттаг-Лефлера.

В России ей долгое время не давали академического звания, только потому что она женщина. Режиссер Александр Новинский попытался показать: кажется, что XIX век давно закончился, и наше общество должно было сделать шаг вперед, однако нам по-прежнему не удается побороть дискриминацию.

«Работая над этим фильмом, я понял, что, к сожалению, некоторые вещи в нашем обществе так и остались. Я пришел к выводу, что те проблемы, с которыми сталкивалась Софья Ковалевская актуальны и для нашего времени. Люди до сих пор так или иначе сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку, по признаку религии, по политическим убеждениям. Многие женщины и сегодня знают термин «стеклянный потолок» — когда все бы есть возможность к чему-то стремиться, достичь вершин, некие прозрачные преграды не дают их достичь, как ни старайся», — считает режиссер.

В этом смысле фильм «Слишком много счастья» – это зеркало на современную жизнь.

Шесть лет работы над фильмом

Однако у автора была и другая мысль – сделать собственный вклад в популяризацию науки и личности Софьи Ковалевской в России. Для этого, режиссер пообщался с заслуженным учителем России и математиком Сергеем Козловым, с краеведом Сергеем Орловым и Ириной Елисеевой, профессором и членом-корреспондентом Российской академии наук. Помимо этого, Новинский опирался на литературную работу Ковалевской «Воспоминания детства», где она рассказала, почему решила стать ученой, какие события детства и отрочества сформировали ее как ученого.

«Фильм я делал 6 лет. Возможно, это неоправданно много, но я рос вместе с этой картиной. Я начал ее снимать, еще когда был студентом в институте, учился на режиссера. Закончил только сейчас. Снимая этот фильм, я во многом опирался на ее литературные труды, в частности, на работу «Воспоминания детства». Многие говорят, что Софья Ковалевская математик, ученый, но в то же время забывают, что она была еще и талантливым литератором. То есть, среди прочего она написала довольно известное произведение «Нигилистка». Но из-за того, что его нет в школьной программе, о нем мало кто знает», — подчеркнул автор.

Несмотря на то, что проблема дискриминации до сих пор существует в нашем обществе, с тех пор многое изменилось. Сейчас женщина может занять кафедру по специальности, может преподавать. Однако науке стоит еще многое преодолеть, чтобы в нашей стране появлялось как можно больше женщин-ученых. Чтобы это было не чудо и не исключение, а действительно востребованная и уважаемая деятельность.

Говорит статистика

«Месяц назад я заходил на сайт РАН и интересовался, кто сейчас находится в управлении. Из 12 человек 11 человек – это мужчины, всего 1 женщина. Я ничего не утверждаю, но есть статистика. Я задаюсь вопросом, неужели всего одна женщина может в этом сравниться с мужчинами? Это странно. Это фильм о дискриминации в данном случае по гендерному признаку, но есть и много других признаков. После работы над этим фильмом мне точно не грозит предвзятое отношение к другим людям. Это какое-то мракобесие, и этому нет места в XXI веке», — высказался режиссер.

Судя по реакции зрителей, фильм действительно напомнил о важном. Премьера проходила в здании Российской академии наук на Университетской набережной в Санкт-Петербурге. В тех стенах, где когда-то Софье Ковалевской приходилось защищать свои научные труды, и где много других женщин не смогли пробиться сквозь предрассудки и стереотипы. И все же, эти символ продолжающейся борьбы.