Андрей Мерзликин: «Люблю с деревьями поговорить...»
Знаменитым на всю страну стал в роли бандита в культовом фильме «Бумер». И вот сейчас у актера есть возможность, так сказать, вспомнить криминальное прошлое...
В сериале «И снова здравствуйте!» у него снова роль бандита. Но в отличие от «Бумера» этот фильм - комедия. И начинается он с того, что этот самый бандит Борис (которого играет Мерзликин) приходит в себя в... морге. И хочет выяснить, кто его убил и за что.
- Андрей, чем вас зацепил этот проект?
- Сценарием. Он интересен и с точки зрения драматургических поворотов, и диалоги очень точные, и написано все хорошим языком. Правда, для меня была сложность в том, что мне не так просто четко соблюдать букву написанного сценария. Есть такая тенденция - немного подминать под себя текст и говорить как удобнее. Но тут такой вариант не проходит. И сначала в этом были сложности. А сейчас я понимаю, что только так и можно сохранить юмор, потому что в нем важна точность.
- А еще есть какие-нибудь сложности на площадке?
- Самое сложное то, что комедию играть не так просто, как многим кажется. Комедия - это когда все очень точно. И вот поймать эту точность, оказывается, не так просто. Если бы мы в жизни умели чувствовать этот жанр комедии, нас бы все женщины любили. Рассмешил девчонку - все, она твоя! Женщины вообще любят мужчин с чувством юмора. Но это редкость. Как, например, Довлатов: такого встретишь - и ты сразу поддаешься его обаянию. Текст выучить и войти в мизансцену - это все из области профессии, практики, опыта, мастерства. А как вот на секунду неожиданно стать Довлатовым для всех? Как найти вот эту легкость, ироничность? Это же еще должно идти изнутри, это должно быть в глазах, в жестах...
- У вас есть любимые актеры-комики?
- Если брать советских артистов - Юрий Никулин. А из зарубежных мне нравится Билл Мюррей, потому что он умеет сочетать глубину драматизма с тем, чтобы быть смешным. То есть мне нравится, когда смех сквозь переживания и боль. Вроде они ничего такого не играют, но при этом мы с ними вот тут плачем, тут грустим, а тут смеемся...
- А можете сказать, что российские сериалы сейчас сильно прибавили в качестве?
- Да, конечно. Зритель требует этого качества. Я слежу за работами коллег, режиссерскими победами, за всем тем, что происходит на онлайн-платформах, на фестивалях. Это большая радость. В этом году на кинофестивалях в Венеции, в Локарно, в Каннах представлено огромное количество российских картин, все они находятся просто в топе. И мы уже даже привыкли к этому.
- У вас очень богатая фильмография. Когда приступаете к новому проекту, уже не волнуетесь?
- Определенная степень волнения есть. Паники, естественно, нет, а вот волнение присутствует - такое хорошее, здоровое. Сценарии же все разные - не в смысле сюжета, а в смысле задачи, жанров. И сказать, что у меня есть опыт и набита рука, например, в той же комедии, нет, не могу. У меня было два-три проекта, где я пробовал что-то подобное делать, но всякий раз это некий эксперимент, который заставляет волноваться.
- Вы действительно много снимаетесь. На отдых остается время?
- Я бы хотел сейчас ответить что-то оригинальное: что в карантинный год имел много личного времени и пространства и освоил и то и то... Конечно, время было. Но оно было практически полностью потрачено на то, чтобы я подтянулся по пропущенной литературе. Очень многое не успевал читать, и я просто записывал себе то, что кто-то советовал, говорил. Так что сначала я купил себе все эти книги из своего списка, много прочитал ценного, поставил для себя много галочек. Правда, основное хобби у меня другое - я люблю растения. Но не огородные, а деревья, кусты. Люблю их выращивать: посадить, например, клен, дать жизнь будущему дереву. Вот кто-то любит домашних животных: заводит их, ухаживает за ними. Мне не нужны домашние питомцы. А вот клен, березка у меня растут, куст спиреи, сосна... Они тоже иногда болеют, им тоже нужна помощь. А иногда с ними тоже можно посидеть, поговорить, и это приносит мне некое эстетическое удовольствие.
Анна Степанова
Фото В Тараканова