«Дюна»: как создавался самый долгожданный фильм года
«Дюна» Дени Вильнева по праву считается самым долгожданным фильмом этого года. Одноименная книга Фрэнка Герберта всегда манила кинематографистов всех мастей: от Дэвида Линча до Алехандро Ходоровского. Но ближе всех к реализации этого замысла приблизился Вильнев. Разбираемся, как масштабный проект канадца пробрался на большие экраны со страниц книг.
От нового Бонда до фильма про Бодрова: 10 главных кинопремьер октября
Кто мог стать режиссером Дюны?
Режиссер новой «Дюны» Дени Вильнев не впервые замахнулся на легендарную фантастику — несколько лет назад он снял «Бегущего по лезвию 2049» для продюсера Ридли Скотта (и режиссера оригинального фильма). Именно Скотт изначально задумался над адаптацией «Дюны» Фрэнка Герберта.
В решающий момент Вильневу удалось перехватить инициативу, бросив себе самый сложный вызов в карьере. На этот раз режиссеру пришлось сделать то, что не удалось его великим предшественникам двадцатого столетия.
Опыт и неудачи ХХ века
Первым, кто покусился на экранизацию фантастического романа был именитый режиссер Алехандро Ходоровски — скандальная икона артхуса прошлого века. В 70-е его «Дюна» должна была стать одним из самых масштабных проектов в мировом кино. Планировалось, что над фильмом примут участие Сальвадор Дали, Орсон Уэллс и даже группа Pink Floyd. До сих пор этот эксперимент остается величайшим из неснятых фильмов всех времен.
Куда более сдержанную версию«Дюны» в 1984 году снял Дэвид Линч. Позже он посчитал данный проект главным провалом своей режиссерской карьеры и даже отрекся от ее телевизионной версии. По словам режиссера, ему не удалось справиться с той задачей, что он изначально перед собой поставил.
Минимум графики
В это сложно поверить, но в фантастической эпопее 2021 года практически отсутствует компьютерная графика. Вильнев придерживался той позиции, что только настоящие декорации смогут предать атмосферу истории. Именно поэтому география съемок была удивительно обширна, а сам съемочный процесс проходил в по-настоящему экстремальных условиях.
Даже гигантские воздушные корабли были построены специально для картины, а актеры и операторская группа действительно находились в кабине воздушного судна во время съемочного процесса.
Восемь часов грима каждый день
Борьба режиссера за кинематографический «натурализм» доставила много хлопот цеху гримеров, а также именитому актеру Стеллана Скарсгарду, исполнившему в «Дюне» роль грозного барона Владимира Харконнена. Из-за невероятных габаритов его персонажа актеру приходилось по восемь часов в день проводить в кресле гримера.
Создатели злодейского образа даже выпустили обзор, посвященный их рабочему процессу. Что касается костюма героя, художники долго трудились над разработкой специального силиконового скафандра, который добавлял бы стройному актеру не одни десяток килограммов.
Изобрел новые инструменты специально для фильма
Знаменитый голливудский композитор Ханс Циммер, воздавший музыку для таких картин, как «Король Лев», «Пираты Карибского моря» и «Интерстеллар», является настоящим фанатом оригинального романа Фрэнка Герберта. Музыкант был настолько вдохновлен предложением Вильнева, что отказался от других крупных проектов и полностью погрузился в процесс сознания музыкального решения «Дюны».
Специально для фильма Циммер изобрел новый язык хоровых аранжировок. Композитор заставил партитуру звучать так, словно это действительно была музыка из другого измерения. Для создания эффекта полного погружения в фантастический мир Арракиса, музыканту даже пришлось изобрести ряд новых музыкальных инструментов.
Самая сложная роль для Шаламе
Для Тимоти Шаламе съемки в фильме Вильнева, по признанию самого актера, оказались самыми сложными в карьере. Никогда ранее Тимоти не приходилось погружаться в роль на такой длительный срок и работать с таким масштабным текстом.
В процессе работы над ролью юному актеру частно казалось, что ему не хватает жизненного опыта для воплощения на экране столь сложного персонажа — своеобразного пророка и спасителя мира. Однако природная интуиция и талант Шаламе позволили ему воплотить на экране безупречную игру, которая буквально заставила режиссера плакать от восторга в первый съемочный день.
Продолжение и спин-офф
Сразу после мировой премьеры Вильнев анонсировал выход второй части истории и уже приступил с съемкам. Напомним, что фильм 2021 года в неспешном, почти медитативном темпе представляет нам события только первой половины романа. Кроме того, в замыслах у режиссера создание сериала по мотивам истории «Дюны».
Многосерийный спин-офф должен будет пролить свет на историю таинственного общества «Бене Гессерит», о котором в картине упоминается лишь вскользь. Также Вильнев планирует развить тему сестринства, представительницы которого обладают магическими способностями и намерены бороться за мировое господство, оставаясь в тени.
Фото:Пресс-служба