Войти в почту

Искра, буря, безумие: 10 фильмов про запретную любовь

Современные love stories трансформировались вслед за меняющимся миром: самый разный зритель хочет видеть не только самую разную репрезентацию себя на экране, но и в самых разных жизненных обстоятельствах. Сменилось и общее представление о любви — все больше мы отходим от романтизации токсичных чувств, заменяя их изучением самой природы чувств. Разбираемся в самых смелых, талантливых и важных фильмах о запретной любви, которой, конечно, любые запреты нипочем.

Искра, буря, безумие: 10 фильмов про запретную любовь
© WMJ.ru
Кадр из фильма «Искушение»
Кадр из фильма «Искушение»
Кадр из фильма «Неповиновение»
Кадр из фильма «Неповиновение»
Кадр из фильма «Королева сердец»
Кадр из фильма «Королева сердец»
Кадр из фильма «Королева сердец»
Кадр из фильма «Уна»
Кадр из фильма «Уна»
Кадр из фильма «Уна»
Кадр из фильма «Фантастическая женщина»
Кадр из фильма «Фантастическая женщина»
Кадр из фильма «Фантастическая женщина»
Кадр из фильма «Зверь»
Кадр из фильма «Зверь»
Кадр из фильма «Зверь»
Кадр из фильма «Лунный свет»
Кадр из фильма «Лунный свет»
Кадр из фильма «Лунный свет»
Кадр из фильма «Лунный свет»
Кадр из фильма «Лавинг»
Кадр из фильма «Лавинг»
Кадр из фильма «Лавинг»
Кадр из фильма «Форма воды»
Кадр из фильма «Форма воды»
Кадр из фильма «Форма воды»
Кадр из фильма «Слоны могут играть в футбол»
Кадр из фильма «Слоны могут играть в футбол»

«Искушение»

Кадр из фильма «Искушение»

«Сумерки», «Звезда родилась» и еще 13 фильмов, романтизирующих токсичную любовь

Италия эпохи Возрождения. Место, где великая красота гибла в руках инквизиторов. Терзаемая эротическими видениями монахиня Бенедетта Карлини влюбляется в новую послушницу, пылкую и безрассудную. Вскоре об их запретной страсти узнают за пределами монастыря.

Новая картина Пола Верховена сперва наделала шума в Каннах, где состоялась ее мировая премьера, а после уже у нас в России — местные власти отказались выдавать ей прокатное удостоверение (говоря проще, запретили выход на широкие экраны). Скандал получился не столько громким, сколько досадным — в фильме нет ничего крамольного или страшного, но цензура действует вслепую и без разбора.

Теперь придется дожидаться выхода фильма в других форматах (вероятно, на онлайн-сервисах, если не российских, то западных). А дожидаться стоит: Верховен всегда использовал эротический флер не как пустую провокацию или способ пощекотать нервы зрителю, но как еще одну важную грань человеческой природы — сложной, неоднозначной, интересной.

Вот и новая работа режиссера не столько рассказ про лесбийскую любовь, сколько попытка через тему однополых отношений разобраться в самой сути любых запретов и «норм», заковывающих человека в кандалы и лишающих такой ценной свободы.

«Неповиновение»

Кадр из фильма «Неповиновение»

Женщина возвращается в свой ортодоксальный еврейский дом после смерти отца, который был раввином. Общественное возмущение вызывает интерес, возникший у нее к подруге детства.

Еще одна картина, рассматривающая тесную связь любви и религии. Режиссер фильма Себастьян Лелио рассказывает эту историю постепенно, старательно всматриваясь в глаза своих актрис. Что они ищут? От чего бегут? Если посмотреть фильмографию постановщика, становится очевидно, что тема тюрьмы (не буквальной, а внутренней), вероятно, самая важная для него.

«Неповиновение» рисует картину падения старого мира в надежде, что на его руинах возникнет что-то более свободное и кардинально другое. Мир, в котором найдется место каждому; где предписания и правила уступят место выбору — личному решению каждого быть и проявлять себя так, как того требует лишь один наставник — твое собственное сердце.

«Королева сердец»

Кадр из фильма «Королева сердец»

Анна — успешный юрист, идеальная жена и заботливая мать. Однажды в дом приезжает Густав — сын мужа от первого брака. Между Анной и Густавом вспыхивает запретная страсть. И в какой-то момент искушение становится наваждением, сжигающим все на своем пути.

Скандинавский кинематограф всегда отличался особенным взглядом на вещи в целом и кругом интересующих его тем в частности. Вот и на этот раз фильм поднимает болезненные и в общем-то неразрешимые нравственные вопросы. Какая форма любви и страсти допустима? Где располагаются границы нормы? Как поступить правильно, когда трезвость рассудка уступает место раскаленным чувствам?

Фильм получился провокационным, откровенным и, вероятно, для многих сложным. Но без таких историй развитие искусства невозможно, ведь, по сути, его ключевая задача — прокладывать новые пути, заходить на опасную территорию и расширять границы привычного.

«Уна»

Кадр из фильма «Уна»

Абьюз или груминг? Как распознать виды насилия — учимся на примере сериалов

15 лет назад юная Уна сбежала из дома со взрослым Рэем... Спустя годы в одном из журналов Уне попадается фотография бывшего возлюбленного: у него новая жизнь, новая семья и новое имя. Уна находит Рэя и вызывает на откровенный разговор, которого он страшится. Повзрослевшая героиня пытается разобраться в их общем прошлом — том, в котором подростка совращает взрослый мужчина, пользуясь наивностью и доверчивостью ребенка.

«Уна» одной из первых заговорила о новом для нас понятии «груминг» — когда взрослый человек совершает злонамеренные действия для получения власти над подростком или ребенком для дальнейшего совершения над ним психологического или сексуального насилия.

Главная героиня фильма в исполнении Руни Мары спустя годы проживаемой травмы отыскивает своего обидчика и впервые за все это время заставляет увидеть случившееся ее глазами — глазами раздавленного, травмированного и использованного ребенка, который доверился не тому человеку и в силу незрелости не сразу распознал в своей любви чужую манипуляцию.

«Фантастическая женщина»

Кадр из фильма «Фантастическая женщина»

Когда-то Марину звали Даниэль и она была мужчиной. Но, как бы она ни менялась внешне, внутри она все равно женщина. И через десять дней героиня отправится со своим возлюбленным Орландо на водопады Игуасу. Однако жизнь вносит свои коррективы: Орландо умирает, а Марину подозревают в его смерти. С этого момента для женщины начинается череда унижений, связанных с родственниками усопшего, не сумевших понять и принять его выбор.

Еще одна картина режиссера Себастьяна Лелио, которая намеренно не выстраивает никаких моральных ориентиров, но пытается показать вещи такими, какие они есть. Потому «Фантастическая женщина» — не громкий манифест, а тихая и пронзительная история одного маленького человека, с которым случилось большое горе и который хочет это горе пережить с достоинством.

«Зверь»

Кадр из фильма «Зверь»

Главная героиня Молл празднует свое 27-летие. Но праздник не делает ее счастливой: девушка живет с родителями на небольшом острове и задыхается от непонимания и гнета семьи. Сбежав с семейного торжества, Молл встречает первую любовь в неспокойное время, когда по острову рыщет серийный убийца. Возникший из ниоткуда Паскаль становится для девушки воплощением свободы: с ним она впервые чувствует себя живой и избавляется от невидимых оков. Но вскоре их взаимное чувство ждет испытание на прочность — местные жители подозревают Паскаля в причастности к зверским убийствам. Тень этих подозрений падает и на саму Молл.

«Зверь» — история про сложную любовь, в которой тебе сносит крышу от переизбытка чувств, но в которой важно сохранить хладнокровие. Молл пытается разобраться в ситуации, одновременно и страшась услышать правду и желая отыскать ее любой ценой. Эта амбивалентность дилеммы героини и самого Паскаля делает на первый взгляд очевидную историю про опасные желания сильным разговором о порочности, страхе и принятии себя.

«Лунный свет»

Кадр из фильма «Лунный свет»

Этот фильм важно смотреть вне социального контекста, хотя отбиться от него не просто: «Лунный свет» — история о чернокожем мальчике-гее. Это фильм-триптих, показывающий главного героя в три периода его жизни: когда он мальчик (и тогда его зовут Little), подросток (Shiron) и взрослый (Black).

Юный герой растет и в стиле героев Терренса Малика постигает этот мир тем лучшим, что у него есть — своими глазами, своим единственным сердцем. В семье Широну покоя нет, но жизнь приводит к нему заботливого Хуана, начинающего опекать мальчика. Широн любит морской бриз, шум воды и своего друга. В детстве Широн чист и нежен. У него нет оружия и нет навыков защищать свою суть. Потом мир вынудит его эти навыки приобрести, и спустя годы Широн будет носить маску и огромную невыраженную любовь... все к тому же человеку.

К такой откровенности и нежности мужчин мы еще не приучены, но именно это и подкупает в «Лунном свете» сильнее всего — в этой истории все настоящее, а камера — молчаливый свидетель той интимности, которую в реальной жизни еще нужно суметь отыскать.

«Лавинг»

Кадр из фильма «Лавинг»

В 1958 году в штате Вирджиния межрасовый брак не просто считался аморальным, он был вне закона. Но Ричард полюбил Милдред, несмотря на осуждающие взгляды и язвительные слова, которые им бросали вслед. В Вашингтоне им удалось заключить брак, но на этом все не закончилось. Ночью в их спальню ворвались шериф с помощниками и предъявили супругам обвинение. Ричард и Милдред решили бороться за свою любовь до конца и дошли до Верховного суда, но за право любить друг друга им пришлось пройти через ад.

Поразительно, какими зыбучими и непроходимыми были заблуждения социума еще каких-то несколько десятилетий назад. Институт брака регулировался посторонними людьми, решавшими, какой формат отношений допустим, а какой — нет. «Лавинг» Джеффа Николса основан на реальной истории супругов Лавинг, сумевших в легальном поле отвоевать свое право на любовь и создавших правовой прецедент, изменивший будущее целой нации. Поэтическое, хрупкое, как хрусталь, кино о силе добра, красоте и бесстрашии.

«Форма воды»

Кадр из фильма «Форма воды»

1960-е годы. Немая девушка Элайза работает уборщицей в научной лаборатории. В стенах секретного учреждения идет работа по изучению отловленного человека-амфибии, и методы у сотрудников самые жестокие. Элайза влюбляется в плененное существо и вместе с ним начинает искать способ спасения.

Можно по-разному относиться к фильму Гильермо дель Торо, который в образ странного и внешне отталкивающего существа закладывает портрет любого чужака и изгоя. Но красота придуманной им истории любви двух героев, которым не нашлось места в привычном мире, но отыскалось тепло в объятиях друг друга, не может не подкупать. Именно она превращает эту сказку для взрослых в сильное высказывание о необходимости избавления от любых стереотипов и шаблонов.

«Слоны могут играть в футбол»

Кадр из фильма «Слоны могут играть в футбол»

От нового Бонда до фильма про Бодрова: 10 главных кинопремьер октября

Попав в город своего детства, Дмитрий встречает юную Машу. Ему за сорок, она школьница. Однако всем известный сюжет «Лолиты» разворачивается по непредсказуемому сценарию.

Не самый сильный фильм режиссера Михаила Сегала, но действительно оригинальный взгляд автора на хорошо знакомую расстановку про взрослого мужчину и юную деву. Сегал в неожиданном ключе ведет своего героя путем одиночки, который ищет себе не любовницу, но человека для любви, причем платонической. Персонаж Владимира Мишукова внезапно оказывается надломленным человеком с кризисом среднего возраста, ищущим близости духа. Получилась интересная история про поиск любви в ее самом неочевидном виде.

Фото:Kinopoisk.ru, пресс-служба