Поиски Бога и происки дьявола: почему сериал «Полуночная месса» — must see сезона

В конце сентября на Netflix вышла «Полуночная месса» — хоррор-драма от создателя «Призраков дома на холме» и «Окулуса» Майка Флэнегана. Как и всегда, режиссер и сценарист ищет новые лазейки в привычном жанре, превращая пугающую историю в экзистенциальную притчу. Наш киноредактор Елена Зархина рассказывает, почему его новый проект так же страшно хорош.

Поиски Бога и происки дьявола: почему сериал «Полуночная месса» — must see сезона
© WMJ.ru
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»
Кадр из сериала «Полуночная месса»

Кому не хватило «Дюны»: почему сериал «Основание» — must see этой осени

Где-то вдали от большого мира находится маленький остров, на котором живет всего 127 человек. Здесь не просто все знают друг друга, но также знают и все друг о друге. Жители острова делятся на два типа: те, кто живет на нем все жизнь и ни разу не решился на большой побег, и те, кто однажды покинул родную землю, но, не обретя счастья вдали от дома, вернулся назад.

В числе последних два центральных персонажа Райли и Эрин. Первый наворотил дел в Нью-Йорке, отсидел в тюрьме и, мучаясь чувством вины, вернулся в отчий дом. Эрин успела пожить с мужем-тираном, а забеременев, решилась покинуть материк ради более тихой и безопасной жизни.

Но планы и этих центральных персонажей, и прочих жителей острова рушит внезапный приезд нового священника, отца Пола. С его возвращением начинают происходить странные вещи, и оказывается, что человек, который должен приносить благую весть, привез на остров сущее зло.

Автор сериала Майк Флэнеган впервые заставил говорить о себе еще в середине десятых, когда на экраны вышли «Окулус» и «Уиджи. Проклятие доски дьявола». Обе ленты исследовали мистику не столько во внешнем, сколько во внутреннем мире героев. После этого режиссер сделал небольшую передышку в жанре и попробовал свои силы в другом стиле: снял герметичный триллер «Тишина» и экранизировал драму «Игра Джералда» Стивена Кинга.

Но именно в 2018 году, когда постановщик возглавил топ Netflix c сериалом «Призраки дома на холме», стало очевидно, что на наших глазах родился самобытный кинематографист с необычным взглядом на привычный жанр. Более того, выяснилось, что формат сериала куда комфортнее автору, которому есть что сказать и решительно не хватало хронометража полного метра.

Кадр из сериала «Полуночная месса»

«Начало», «Темный город», «Гаттака» и не только: топ-10 лучших киноутопий

«Полуночная месса» наследует выработанный четкий почерк Флэнегана: вновь это история-лабиринт, которая раскрывает все свои секреты постепенно; снова здесь внешне порочные, но внутренне сломленные герои, которым невозможно не сопереживать; и в очередной раз в центре повествования тема единства — будь это семья или коммуна.

Намеренно продолжая работать на пересечении жанров хоррора и драмы, режиссер дает понять, что еще не исчерпал себя и знает много потайных ходов-коридоров, которыми можно провести зрителя. Если посмотреть фильмографию постановщика, становится очевидно, что он выстраивает собственную вселенную, которую — самое главное — невозможно спутать с чем-то еще.

Флэнеган любит заигрывать с ожиданиями зрителя, рассчитывающего на привычные шаблоны: в последний момент он всегда меняет линию повествования на 180 градусов. Важно и то, что страх для Флэнегана не самоцель, а лишь проводник — с его помощью он пытается разобраться в тайных желаниях, чувствах и стремлениях героев. Именно через реакцию на ужас мы узнаем их самих.

Кадр из сериала «Полуночная месса»

«Полуночная месса» вмещает в себя много пугающего и волнительного, ведь история про новоприбывшего священника, повстречавшего зло, но ошибочно принявшее его за чудо господне, — это интересный заход. Отец Пол своим приездом нарушает привычную жизнь острова: сперва начинают происходить невероятные чудеса (библейские исцеления и даже омоложения), а после воплощаются самые страшные кошмары (ведь у любого чуда есть своя цена).

Флэнеган рассказывает эту историю постепенно, знакомя нас с миром героев и попутно поднимая сложные вопросы морали и веры. При этом шоураннеру удается не скатиться в морализаторство, напротив — он снабжает историю множеством метафор и поэтичных образов.

Кадр из сериала «Полуночная месса»

Опасный ретрит и загадочная Кидман: рецензия на сериал «Девять идеальных незнакомцев»

Не отказывает себе режиссер и в легком баловстве: в проекте всего семь серий (непривычно для формата, любящего четные числа), а в комнате одного из героев висит старый постер фильма «Семь» Дэвида Финчера — эдакий намек на семь смертных грехов для самых наблюдательных.

В своих прошлых проектах Флэнеган любил проверить зрителей еще и на зоркость — прятал по всему кадру призраков, не заметных с первого раза. На YouTube даже есть специальные видео, в которых блогеры пытаются отыскать все «тайники» режиссера.

А секретов и недосказанности во вселенной постановщика достаточно, поэтому и просмотр его сериалов кажется своеобразным квестом. Флэнеган расширяет границы привычного жанра, в очередной раз доказывая, что человеку стоит бояться не шороха за окном и не скрипа ступенек, а самого себя. Что больше всего пугает не скрытое во тьме, а то, что вырвется на свет. Что мы являемся носителями не только гена страха, но и того, что его подпитывает.

Кадр из сериала «Полуночная месса»

Копаться в этих глубинах можно долго, но зафиксировать хочется главное — хоррор уже давно перестал быть жанром с предсказуемыми сюжетными ходами и дешевыми приемами.

Отныне его задача — не заставить нас зажмуриться, но, как никогда прежде, напротив, взглянуть на источник ужаса и не отвести взгляд. Ведь то, что не убивает нас, делает нас сильнее. И киномиры Флэнегана тому самое точное подтверждение.

Фото:пресс-служба

Видео:пресс-служба