Новая «Дюна» - идеальная экранизация научной фантастики
Задумка режиссера и к чему она привела
Некоторые критики сравнивают «Дюну» с «Властелином колец», вот только у последнего есть четкая драматургия, цель повествования, финальная точка назначения. В случае же с «Дюной» этого нет, основа спрятана за множеством сцен, готовящих зрителя к истории, которая так и не будет рассказана на экране.
Возможно, свою роль сыграл стиль работы самого режиссера: он предпочитает избегать разговоров на экране, а роман – изобилует таковыми. Но это не ошибка или недочет: так уж повелось, что экранизация произведения Фрэнка Герберта – задача из разряда невыполнимых. В романе множество сложных описаний социального, политического устройства различных миров и для читателя – это настоящий подарок. А вот для зрителя – буквально вызов.
Конструкция фильма получилась впечатляющий, живой, невероятно яркой, но слишком объемной и при этом, как ни странно, сжатой. Стоит отметить, что затянутое по мнению некоторых зрителей повествование – намеренный ход: задача картины – обрисовать ситуацию в деталях, что заняло немало хронометража.
Режиссер стремился создать технически идеальный блокбастер, задачей которого было – не развлечь зрителя, выступив в качестве одноразового кино, а вовлечь в сложный сайфай мир и создать предвкушение продолжения. Большая редкость в наше время. Чего только стоят виды и шикарный саунд, их сопровождающий.
Где и как снималась «Дюна»
Арракис или Дюна – безграничная пустыня со смертельно опасным солнцем и суровой аскетичной красотой. Для идеального воплощения такой планеты на экране команда операторов и художников пыталась создать подходящую цветовую гамму. Было принято решение отказаться от зеленого экрана и создать реальный мир Дюны, используя природные виды Иордании, Абу-Даби, а также звуковые павильоны Origo в Будапеште.
На этой же студии были созданы интерьеры помещений на Каладане, где происходит завязка всей истории (к примеру, библиотека Атрейдесов, залы их резиденции и пр.). Часть уличных сцен, в частности, приземления на Арракис, снималась прямо во дворе студии. В рабочую команду входило более 1000 человек.
Около месяца команда провела в пустыне Вади-Рам в Иордании для создания видов Арракиса и ряда спецэффектов. В местных пейзажах драматизм зашкаливает, что идеально подошло для концепта фильма. Одна из локаций была расположена на границе с Израилем: там нередко проводит учения армия. Съемочной группе повезло, поскольку для посещений она была раньше закрыта. Команде «Дюны» дали такое разрешение. Вот только возникла проблема: поскольку пустыня была закрытой территорией, она так и осталась необжитой.
Пришлось разбить лагерь на голом песке, на что потребовалось около 1,5 месяцев и 200 рабочих. Инфраструктура получилась впечатляющей: блок-контейнеры, целая сеть мобильной связи, стационарные домики для актерского состава и множество воздушных компрессоров, ибо песок был везде. Закончив работу на одной локации, команда ехала к другой и начинала заново собирать лагерь.
Художникам по костюмам также пришлось немало поработать, вложив в идею весь свой талант, ведь Вильнёв дал им практически невыполнимую задачу: «никаких космолетов и инопланетян». Костюмы должны были получится футуристическими, но при этом без использования каких-либо киностандартов, с уклоном на психологию персонажей.
Что в итоге получилось: Атрейдесы были одеты преимущественно в зеленое, поскольку планета Каладан – довольно холодная, с частыми дождями и буйной зеленью. Дюна – сплошная скалистая пустыня. Поэтому фримены носят песочно-желтые одежды. Особое внимание уделялось высокотехнологичному конденскостюму. В книге дистикомб описан как костюм со сложной системой каналов, подающих жидкость и носовой трубкой для отвода выдыхаемого воздуха. Костюм дополнен системой отведения пота и мочи: носитель дистикомба теряет лишь глоток воды за сутки.
Каждая из показанных армий имела определенную форму. Безжалостные имперские бойцы сардукары носили белые бронескафандры, горящие зловеще в темноте. Атрейдерсы облачались в серые доспехи, харконнены, словно насекомые, выглядели в своих чешуйчатых латах.
Особого внимания заслуживает музыкальная составляющая фильма. Композитор Ханс Циммер, работавший над проектом, – большой поклонник романа, поэтому к вопросу подошел с огромным воодушевлением. Музыкальное сопровождение получилось уникальным, одухотворенным, похожим на звучание песка и ветра.
В ожидании второй части
Вильнёв признавался в интервью, что хотел снять фильм так, словно он «один во вселенной». И уточнил, что не ориентировался на Алехандро Ходоровски, сделавшего первую попытку экранизации, но при этом восхитился его работой. Оценил режиссер и вероятность съемок второй части. Он сказал, что мечтает воплотить на экране первую книгу целиком (первая «Дюна» заняла почти полкниги) и жаждет продолжить историю.
Вильнёв говорил, что для него отснятая «Дюна» – лишь «затравка перед основным блюдом». И под таковым он подразумевал вторую часть. А вот выйдет ли она, зависит целиком от зрителей. В случае провала фильма (что произошло с предыдущей работой Вильнёва в жанре sci-fi – «Бегущий по лезвию 2049»), вторая никогда не будет снята. Что ж, надеемся на хорошие кассовые сборы и благосклонность зрителей.
На правах рекламы