"Не время умирать": любимый Джеймс Бонд уходит на покой

Два с половиной часа прощания с культовым героем, который из супермена превратился в реального человека и стал близок каждому, оставит скорее долю грусти, но не уйму вопросов и разочарования, как в части "Спектр". Без спойлеров, но с пониманием, что все хорошее тоже заканчивается, вспоминаем любимого шпиона.

"Не время умирать": любимый Джеймс Бонд уходит на покой
© Волга Ньюс

Привычный прием долгоиграющей франшизы, когда режиссер пытается провести зрителя по всем ярким моментам судьбы героя — сделать пороховой коктейль из паттернов и привычных образов, добавив классическую фабулу, а в конце бахнуть неожиданной развязкой. Если вы любите бондиану, то последний фильм "Не время умирать" привидится вам калейдоскопом знакомых моментов — одинокий северный дом, озеро, покрытое льдом, экзотические страны, Бонд со связкой только что пойманной рыбы, гонки по узким итальянским улочкам, изуродованный злодей, взрывающийся корабль, драка на светском вечере и так до бесконечности. Все, что забавляло, привлекало и складывалось в неотъемлемые характеристики образа неуязвимого шпиона МИ6 — на месте. Только сам Бонд уже совсем другой — сломленный, ушедший в отставку, потерявший заветные два ноля, не успевающий за новым временем.

История, где Джеймса Бонда играет Дэниэл Крейг, разворотила канонический образ, выстроенный более полувека назад Шонном Коннери, и теперь потягивание коктейля не авантюрная деталь самоуверенного героя, а настоящая проблема — практически алкоголизм. У Крейга-Бонда все серьезно — он чувствует, переживает и даже страдает. Его персонаж больше похож на героев Грэма Грина и Джона Ле Карре, а не Флеминга, но антураж и сюжет все еще допускает бунгало на воде в экзотической стране и красоток с высоким разрезом шелкового платья. Кажется, что еще со времени Пирса Броснана Бонд немного не успевает за временем, уже тогда пролезали шуточки про старость и человека из прошлой эпохи. Сейчас шпиону больше интересно не спасение мира, а собственное личное счастье, которое по завету писателя для Бонда всегда фатально невозможно.

Режиссер "Не время умирать" Кэри Дзедзи Фукунага, работавший над первым сезоном "Настоящего детектива", "Маньяка", "Алиениста" привык погружать зрителей в художественный мир повествования. Его увлекают пейзажи и интерьеры не меньше сюжета. Учитывая, что сам Флеминг когда-то делал ставку не столько на героя-шпиона, а именно на экзотические миры и светские рауты, то здесь режиссер ближе всех к канону. Хотя его и упрекают в излишней медлительности и растянутости сюжета, ведь привычно, что Бонд это больше про "пыф-пыф", а не про реликтовые леса и зачарованные ямайские пейзажи. Все-таки многим еще очень трудно отойти от эпохи супер-экшена, где точка невозврата была поставлена в каких-нибудь финальных "Мстителях".

К сформировавшейся еще со времени "Казино рояль" сценарной группе примкнула и гений женской повестки Фиби Уоллер-Бридж. Создательница "Дряни" должна была усилить фемоптику франшизы с главным героем, который является символом фразы "токсичная маскулинность". Да и образ сексуальной подружки Бонда здесь лишь, как привет из прошлого, воплотила в коротком выходе Ана де Армас. Сердце же Бонда давно принадлежит Мадлен (Леа Сейду). А продолжателем бессмертного шпионского дела стала афроамериканка Лашана Линч, именно она носит теперь позывные "007". Кстати, на тему расовой дискриминации у создателей фильма тоже один ответ — с фразой "время умирать" новый 007 спиннывает злодея в бассейн с кислотой. Хотя, если честно, новый 007 запоминается только крутыми очками и фразой "это только цифры".

Дэниэл Крейг, как всегда прекрасен. Актеру, который с легкостью выпрыгнул из образа Джеймса Бонда даже в комедийные роли ("Удача Логана", "Достать ножи"), Бонд уже откровенно надоел. Он делает губки "уточкой" (фирменный жест Бонда-Крейга со времен "Казино Рояль") и смотрит в камеру пронзительно ледяными глазами. Да и как относиться к франшизе, которая с трудом может выбраться из грехов прошлого надменного отношения к актуальным ценностям. Бонд умер только потому, что олицетворял в себе все грехи прошедшего века — шпион предпочитал алкоголь здоровому образу жизни, женщин больше использовал, чем любил, жизнь человеческую не ценил, вел себя надменно, был белым цисгендерным мужчиной, и дальше можно использовать, наверное, все эти слова — токсичность, газлайтинг, объективация и так далее. В общем, в фильме "Не время умирать" хоронили не Бонда, а эпоху, даже немного всех нас, не успевающих за новыми социальными трендами и порой предпочитающих нежелательному разговору о гендерных и социальных ролях стакан виски, переживающих о позывных, о погибших друзьях и о счастье, которое было слишком близко. Это все такая эпитафия тому, что мы любили и что нас волновало, но теперь вне закона. Время уступать другим.

Не ясно, что придет на смену привычному Бонду. Своеобразному богу массовой культуры XX — начала XXI века. Лишь ясно, что мало кто готов менять его в угоду социальным трендам. Как будто бы одна из черепах мироздания уползла из-под привычной реальности.

Главное напутствие перед фильмом "Не время умирать": не ждите ничего нового, просто вспомните все лучшее, что было с нами за полвека.