Спас Варлей во время съемок в гробу и едва не стал Гитлером: интересные факты из жизни Леонида Куравлева
Таких востребованных и разноплановых актеров, как Леонид Куравлев – еще поискать. В его карьере более 200 ролей, среди которых и комичные простофили, и расчетливые аферисты, и отъявленные негодяи. Талант артиста столь многогранен, что его сложно ассоциировать с каким-то одним персонажем: зрители одинаково любят Шуру Балаганова из «Золотого теленка» и Жоржа Милославского из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», дрожат от ужаса вместе с Хомой из «Вия» и переживают за безалаберного Афоню.
На экране Куравлев часто предстает в образе смешных и нелепых чудаков, но, как говорят его близкие и коллеги, – в жизни он совсем другой. «С одной стороны, он абсолютно открыт, а с другой стороны – та зона, которая глубоко внутри, она очень защищена. Туда доступ имеют только очень и очень немногие», – обмолвилась как-то актриса Евгения Симонова, снимавшаяся вместе с Куравлевым в фильме «Афоня». Сегодня актер ведет замкнутый образ жизни, почти ни с кем не общается и не дает интервью. Что стало причиной внезапного затворничества, кто из советских актеров дал Леониду Куравлеву шанс прославиться и как он спас от смерти Наталью Варлей на съемках «Вия» – читайте в нашем материале, посвященном 85-летию культового советского актера.
«Попробуй, там хотя бы нет никакой математики»
Леонид Куравлев родился 8 октября 1936 года в Москве, в простой рабочей семье. Отец Вячеслав Яковлевич работал слесарем на авиационном заводе, а мать Валентина Дмитриевна была парикмахером. Детство актера выпало на военные годы, но самым тяжелым испытанием для маленького Лени стала даже не война, а семилетняя разлука с матерью. В 1941 году на Валентину написали донос. В то время это была не редкость, каждый день по ложному обвинению за решетку попадали сотни невинных людей. Так случилось и с мамой Леонида: однажды ночью к их дому приехал черный «воронок»...
Валентину осудили по самой «популярной» в те годы статье – «контрреволюционная деятельность». Валентину отправили в ссылку: сначала в Казахстан, где она семь лет работала на металлургическом заводе, а потом в Мурманскую область, на Кольский полуостров. Лишь в 1948 году она добилась, чтобы ей разрешили жить вместе с сыном. Так Леня из Москвы перебрался в маленький, занесенный снегами поселок Зашеек. Но, несмотря на все тяготы тамошней жизни, годы, проведенные на севере, Куравлев называл одними из самых счастливых.
В 1951 году Валентине наконец разрешили вернуться в Москву. Семья Куравлевых воссоединилась. К тому времени Леониду уже пришла пора думать о поступлении. В школе он учился неплохо, но и точные науки ему не давались. Первым человеком, который посоветовал Куравлеву пойти на актерское, оказалась его двоюродная сестра. Девушка и сама мечтала стать актрисой, но не прошла во ВГИК по конкурсу и посоветовала брату испытать удачу: «Попробуй, там хотя бы нет никакой математики».
Леонид с детства обожал кино и театр, но никогда не воспринимал это всерьез как будущую профессию. И все же, вняв словам сестры, решил рискнуть и отправился покорять ВГИК. Но не получилось: в третьем туре Куравлева отсеяли. Раздосадованный, он уже собирался уходить, когда в коридоре его остановил один из членов приемной комиссии: «Попробуйте на следующий год. Я чувствую, что-то в вас есть».
Слова педагога засели в голове у юноши, и он решил во что бы то ни стало не сдаваться. Но и сложа руки не сидел: устроился на фабрику мягких игрушек, затем два года трудился на оптическом заводе. Родители не одобряли увлечения сына: профессия актера казалась им, простым труженикам, каким-то баловством, клоунадой. Но Леонид не собирался отказываться от мечты. В 1955 году он снова сдал экзамены во ВГИК, на этот раз – удачно.
Но поступление было лишь началом нелегкого пути, который предстояло пройти студенту. Борис Владимирович Бибиков, на курс которого попал Куравлев, не спешил записывать его в любимчики: студент казался ему слишком зажатым, неуверенным. На ранних курсах Куравлев и вправду был настолько стеснительным, что время от времени переходил на шепот. На втором курсе его чудом не отчислили.
К счастью, со временем Куравлеву удалось справиться с зажимами, раскрепоститься, и тогда даже суровый Бибиков оценил его талант. Впервые он ярко заблистал на третьем курсе, когда Леонид вместе с однокурсницей Светланой Дружининой поставил на сцене ВГИКа отрывок из пьесы Генрика Ибсена. Эту постановку увидели два молодых и на тот момент еще неизвестных режиссера – Андрей Тарковский и Александр Гордон. Высоко оценив игру Куравлева, они тотчас пригласили его сняться в своем дипломном фильме. Картина называлась «Сегодня увольнения не будет», Куравлев сыграл в ней солдата-сапера Морозова. Эта роль открыла ему дорогу в кино.
Спас Варлей от падения из гроба
В 1960 году, сразу после окончания ВГИКа, Леонид Куравлев был принят в Театр киноактера, где прослужил до 1992 года. Но гораздо больше актер был занят именно в кино. В том же 1960 году на экраны вышло сразу два фильма с Куравлевым: приключенческая картина «Мичман Панин», в которой он сыграл кочегара Петра Камушкина, и дипломная работа Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают» – в ней Куравлеву досталась роль комбайнера Сени Громова, страдающего от заикания.
Сотрудничество с Шукшиным оказалось для актера не просто успешным, а судьбоносным. В 1964 году он вновь предложил Куравлеву сняться у него, на этот раз – в главной роли. Картина «Живет такой парень» сразу полюбилась советским зрителям, а образ шофера Пашки Колокольникова надолго пристал к Куравлеву. Простой как пять копеек, настоящий рубаха-парень, мечтательный, немного наивный, но беззаветно любящий жизнь и людей вокруг – эта роль действительно шла Куравлеву. Возможно, оттого что он и сам был таким по своей натуре.
Куравлеву и Шукшину удалось создать персонажа, в которого просто нельзя было не влюбиться. И это притом что он отнюдь не был «идеальным» советским гражданином, чей образ так активно пропагандировался в те годы в кино. Пашка – неотесанный, необразованный, временами даже разбитной парень, законченный идеалист, готовый каждому в лицо сказать то, что он о нем думает. Он максимально открытый, бескорыстный и честный, о таких говорят: душа нараспашку. Именно такого человека – не идеального, не выхолощенного – хотим мы видеть своим другом и жизненным спутником.
Но на этом Шукшин и Куравлев не остановились. Уже на следующий год вышел их новый совместный фильм, который принес обоим еще бóльшую славу – «Ваш сын и брат». В нем Куравлев блестяще исполнил сложную драматическую роль. Он сыграл одного из сыновей главного героя – Степана, который бежит из тюрьмы за три месяца до освобождения, а когда его спрашивают, почему он так поступил, отвечает, что ему каждую ночь «деревня снилась».
Куравлев всю жизнь глубоко ценил и уважал Шукшина за то, что тот поверил в него и «дал путевку» в большое кино. Когда у Леонида родился сын, он назвал его в честь друга – Василием. Однако, когда Шукшин предложил Куравлеву сняться в своей картине «Печки-лавочки», тот отказался: боялся, что к нему прилипнет комедийный образ.
В 1967 году артист разбавил свою «позитивную» фильмографию первым советским фильмом ужасов. Успех «Вия» в СССР был просто оглушительным, и тандем Леонида Куравлева и Натальи Варлей сыграл в этом не последнюю роль. Правда, во время съемок едва не произошла трагедия. Когда снимали сцену, где панночка летает в гробу, Варлей сорвалась с трехметровой высоты. Актриса могла разбиться, но Куравлев среагировал молниеносно и успел ее подхватить.
Пробовался на Гитлера, а стал «одноглазым»
И все же, большинству зрителей Леонид Куравлев известен прежде всего как мастер комедии. После съемок у Шукшина на него обратили внимание истинные мэтры этого жанра – Леонид Гайдай, Георгий Данелия и Михаил Швейцер. Последний подарил Куравлеву одну из самых заметных ролей в его карьере – мелкого жулика Шуры Балаганова в комедии «Золотой теленок». Картина, как и произведение Ильфа и Петрова, по которому она была снята, быстро приобрела статус культовой, а Леонид Куравлев добавил в свою копилку образ нахального, но крайне обаятельного афериста.
Но, конечно, самым известным жуликом в багаже его ролей навсегда останется Жорж Милославский из комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Практически все реплики этого персонажа стали в итоге крылатыми. Вспомним хотя бы некоторые:
– Э, какая прекрасная обстановка! Это я удачно зашел…
– А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.
– Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть…
– Ой, не похож, ой, халтура! Дай хоть зубы подвяжу, что ли, несчастье мое…
Как и Шура, Милославский в исполнении Куравлева вызывает, скорее, улыбку, нежели отторжение, и назвать этих героев отрицательными, в общем-то, нельзя. Но были в карьере Леонида Вячеславовича и настоящие антагонисты. К примеру, радист Сорокин из фильма «Неподсуден»: здесь Куравлеву, прежде игравшему в основном обаятельных и добродушных персонажей, мастерски удалось воплотить образ предателя. А каким колоритным и неожиданным, учитывая его актерское прошлое, получился в исполнении Куравлева гестаповец Айсман из фильма «Семнадцать мгновений весны»! Правда, над этой ролью ему пришлось немало потрудиться. Так, режиссер картины Татьяна Лиознова впоследствии признавалась, что Куравлев долгое время не мог «попасть» в характер персонажа. Тогда она решила помочь актеру и придумала интересную деталь – сделала его героя одноглазым! «Сразу появилась биография», – улыбаясь, рассказывала Лиознова.
За плечами у Леонида Куравлева более 200 ролей – глубоких, разноплановых, а потому запоминающихся. И многие из этих ролей ему, между прочим, приходилось отвоевывать у не менее маститых актеров. Так, роль Жоржа Милославского очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Гайдай сделал выбор в пользу Куравлева. А вот Татьяна Лиознова сперва видела Куравлева в роли Гитлера! И даже Леонид Броневой однажды признался, что самым приятным моментом на съемках фильма для него стал именно эпизод, где Мюллер беседует с Айсманом – притом что на площадке было немало других именитых актеров, таких как Вячеслав Тихонов.
В 2000-х Леонид Куравлев практически перестал появляться в кино, хотя режиссеры продолжали засыпать его предложениями о съемках. Но после того, как в его семье произошло горе, актер замкнулся в себе и почти перестал выходить в свет. В 2012 году не стало его жены Нины Васильевны. Смерть супруги стала для артиста тяжелейшим ударом. Судя по всему, Леонид Вячеславович так и не смог оправиться от пережитой утраты: еще несколько лет назад он купил себе место на Троекуровском кладбище – там же, где похоронена его жена. На надгробном камне уже выбито два имени...
Понять горе артиста несложно, ведь Нина была его единственной и самой сильной любовью. Он увидел ее еще в юности, когда ему было всего 16 – они познакомились на катке. И с тех пор не расставались. В браке родилось двое детей: Екатерина и Василий. Дочь артиста сначала пошла по его стопам: окончила Щепкинское училище и даже снялась со знаменитым отцом в комедии «Самая обаятельная и привлекательная», затем стала актрисой дубляжа. Но впоследствии решила порвать с актерской карьерой и выучилась на психотерапевта. Сейчас Екатерина живет вместе с отцом, мужа и детей у нее нет. Сын Куравлева Василий закончил МАДИ, сейчас преподает в Университете дружбы народов. Он подарил отцу трех внуков: Степана, Федора и Григория.