Бонд мертв
Игорь Пылаев - Эксперт по массовым коммуникациям, автор книг по PR и маркетингу. Внимание, спойлер! Джеймс Бонд мертв. Гештальт закрыт. Время белых, независимых, гетеросексуальных супергероев закончилось. И хотя новый фильм про агента 007 называется «Не время умирать», это не должно сбивать с толку. Это название подходит для любого из четырех Евангелий. Так ли случайны библейские аллюзии или фильм — претензия на Ультрановый завет? А на наших глазах оформляется новая религия, в которой мужчина должен сам определить себя на роль сакральной жертвы? Фото: Jens Knappe / depositphotos.com Мировая премьера фильма «Не время умирать» (No Time To Die) состоялась 29 сентября 2021 года. Пятая и последняя франшиза с участием Дэниела Крэйга в роли британского суперагента. Картина ценой в четверть миллиона долларов по определению не так проста, как может это показаться. На создание головокружительных спецэффектов вполне хватило бы и половины. Попробуем разгадать тайные коды, бессознательные послания и ментальные закладки самого символичного кинопроекта осени, если не года. Очевидно, не было смысла в 25-й раз снимать шпионскую сагу про силиконового альфа-самца. Мачизм больше не тренде. Бонда по-любому отдали бы на заклание, не вопрос. Но одно дело, бросить героя-любовника на съедение волкам или, точнее, волчицам. Тупо как обычную овцу. И совсем другое — превратить смерть рыцаря плаща и кинжала в сакральное жертвоприношение. Во имя неких новых священных идей. Ни больше, ни меньше! Фильм не случайно начинается и заканчивается выразительными историями двух женщин — матери и дочери. В начале — это мать-пьянчужка и Мадлен, девочка-подросток. Отца нет, он — за кадром. Дочь наивно считает, что он — врач, добрый и хороший. «Нет, твой папа убивает людей, — буднично говорит мать. — Ты таких любишь, убийц?» Через пару мгновений на пороге их дома оказывается некто третий — в железной маске и мешковатой куртке. Не мужчина и не женщина, не ребенок и не зверь. Бесполое существо, для которого половые признаки демонстративно вне игры. Потому что главное — его суть, самость, предназначение. Он — киллер, апологет смерти, все прочее — пыль, чепуха. По сюжету не ясно, убивала ли Маска раньше или зрители присутствуют при инициации главного злодея фильма. Когда смена статуса сопровождается кровавым ритуалом, жертвоприношением. Короче, Маска расстреливает мать. Мадлен прячется, но лишь для того, чтобы самой выстрелить в незваного гостя из пистолета. Затем девочка пытается вытащить бездыханное тело врага на снег, на лед, но тот приходит в чувство. Вокруг зима, холод. И вот уже сама Мадлен оказывает под водой. Зачем так усложнять? Или данный эпизод — инициация самой Мадлен, ее символичное крещение водой? По какой такой причине злодей вытаскивает ее из воды, а не убивает вслед за матерью? Возможно, ответы найдутся, если и дальше рассматривать сюжет бондианы под углом аналитической психологии Юнга. Но и это не суть важно. Главное, что должен понять зритель: для Мадлен — не время умирать. Первый поворотный пункт. Новый план. Лето, солнце, море. Мадлен превратилась в девушку Бонда из четвертого фильма — «Спектр». Но призраки прошлого по-прежнему преследуют ее, равно как и вышедшего в отставку агента 007. Мадлен предлагает Бонду провести пару дней в отеле в горах. Там, где захоронена самая первая любовь Бонда — Веспер Линд из фильма «Казино «Рояль». Типа, закрыть гештальт, раз и навсегда простить ту, которая разбила «железное сердце» шпиона и предала его. По словам Мадлен, в этих краях есть особый ритуал: пишешь на бумаге имя призрака из прошлого, поджигаешь, и с огнем уходят все страхи и негатив. Вечером в спальне она предает огню своего призрака — «Железную маску». Следующим днем аналогичный ритуал проделывает Бонд — на кладбище перед склепом Веспер. Раздается взрыв, Бонда отбрасывает на землю. И с этого момента — понеслось! Вступают пиротехники, мастера спецэффектов и каскадеры. Неприкрытый мачизм во всей своей красе. Бонд выжил, убив первую порцию врагов. Ведь и для него еще не время умирать… Он ранен, телом и душой — предан любимой женщиной. Отныне она для него — предатель, организатор неудавшегося покушения, враг. Он сажает ее на поезд и расстается на 5 лет. Не прошло и получаса с начальных кадров фильма, а зрителям уже рассказали, что было, что будет, чем сердце успокоится — элементы цыганского гипноза на голливудский манер. Прошлое, настоящее, будущее, стремительные смены планов в расчете на мягкое подавление сознание и введение в транс. В этом не было бы никакой нужды, будь фильм обычным шпионским боевиком — с погонями, схватками, мордобитием, тотальным уничтожением злодеев-статистов. Но нет. Впервые за всю историю бондианы у суперагента-социопата рождается дочь! За прошедшую пятилетку Мадлена родила ребенка с голубыми глазами — как у Бонда. Почему дочь, а не сын? Очередной месседж? Между тем Бонд начинает свое расследование. Попутно выясняется, что мир снова на грани гибели из-за кражи из секретной лаборатории наноубийцы: русские выкрали вирус, способный выборочно воздействовать на определенную целевую аудиторию — будь это целая раса или чья-то семья. Бонд встречается с Мадлен, узнает о дочери. Тут же выясняется, что его место в МИ-6 занял другой спецагент, точнее, агентка 007 — черная крепкосбитая женщина, самоуверенная и острая на словцо. Впрочем, она не лезет на рожон, мудро предоставив Бонду таскать для МИ-6 каштаны из огня. И вообще, по ходу фильма она не тащит одеяло на себя. Авторы всячески подчеркивают, в этом фильме Спаситель — не черная женщина в статусе суперагента, а Бонд, старый пес, не наученный новым трюкам. Он должен принести себя в жертву. По примеру Того, с чьей смерти начался отсчет новой эры. Нет смысла пересказывать, как Бонд убивает Железную маску — это лучше видеть своими глазами, бюджет фильма потрачен с толком! Финальная сцена. Бонд открывает люки в подземный бункер, где расположен завод по производству смертельного оружия. Несколько минут, и сквозь люки в тело бункера войдут крылатые ракеты, и будет большой «бум»! Бонд счастлив, он спас всех — мир, любимую, дочь. Но не тут-то было. Финальный поворотный пункт. Злодей выжил, закрыл люки, следовательно, ракеты отскочат от бункера как сухой горох от пола. Бонд возвращается на командный пункт бункера. Снова открывает люки, убивает врага — теперь уже с концами. Но в схватке Маска заразила Джеймса смертельным оружием, и теперь он не сможет прикоснуться не только к Мадлен, но и к дочери. Иначе весь его род — и в настоящем, и в будущем — будет уничтожен вирусом. Исчезнет с лица Земли. Как это по библейски! И Джеймс Бонд — отец, суперагент, альфа-самец — выбирает единственно верное решение. Принести себя в жертву. Но не всему миру. Поскольку мир уже спасен, и у спецагента есть в запасе пару минут, чтобы унести ноги и не попасть под удар крылатых ракет. И Мадлен — по рации — уговаривает его спасаться, ради семьи (главное, выжить, а противоядие найдется, пусть не сейчас, пусть через много лет). Кажется, никто не хочет такой жертвы от Бонда. Кроме самого суперагента. Все до единого гештальта закрыты, впереди — отстой: пенсия и одинокая старость. В конце концов, если верить классикам, у семейного мужчины нет прав, одни обязательства (буквально — бонды, в переводе на русский). В итоге Бонд сгорает в огне во время удара по бункеру. Сакральная жертва принесена. Но это еще не финал. Фильм заканчивается историей о матери и дочери. Малден и дочки Бонда. Счастливые и веселые они едут по горному серпантину — все выше и выше — навстречу новой эры, где явно нет места мужчинам. На смену героям пришли героини. Истинный смысл Ультранового завета. Изящный финал для шпионской франшизы: из супершпиона — в новомученики новой религии. Разве это не круто?! Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»