Они схватили Синюю птицу за хвост - рецензия

Кто ж не мечтает поймать Синюю птицу счастья? Её образ встречается во многих культурах и стал нарицательным. И всегда в погоне за счастьем герои отправляются путешествие. Дастся ли им в руки птица цвета ультрамарин? Где оно – Счастье?   Спектакль «Синяя птица» Приморский театр молодёжи поставил к собственному юбилею – 75-летию, напоминает ИА DEITA.RU. Премьера состоялась 25 сентября. Сыграть самих себя, рассказать о пройденном за три четверти века пути… Задача эта архисложная для одного театрального действа. Чтобы вспомнить всех и вся, история потянет на киносериал как минимум из 9-ти частей. Но мы в театре. Зачем мы приходим в театр? Ищем новых историй? Открываем самих себя в чувствах и переживаниях, откликаясь на происходящее на сцене? Пожалуй, да. За этим приходим в театр. Занавес открывается! Но на юбилейной «Синей птице» открываться нечему – закрытого занавеса здесь просто нет, и пока в зрительном зале рассаживаются гости, со сцены на них поглядывают двое юных театралов, смеются, болтают. Они точно такие же, как мы, можно сказать, они нас, зрителей, зеркалят – почти обычная история, кто здесь актёр, кто здесь герой? ... И вот из темноты на сцене проявляется Фея – Театр начинается! За основу спектакля «Синяя птица» в Театре молодёжи взяли пьесу Мориса Метерлинка, написанную им в 1905 году. Но только её канву, на афише так и написано «по канве сказки Мориса Метерлинка». Канва эта – путешествие тех самых ребят, которых мы встретили на границе спектакля, обычных подростков Даши и Серёжи, наших современников, вдруг превратившихся в метерлинковских Тильтиля и Митиля, а в путешествие их отправляет Фея – на поиски Синей птицы. То, что первыми на сцене появляются дети, это неспроста. Театр, который мы знаем, как Театр молодёжи, родился в 1946 году как ТЮЗ – Театр юного зрителя. Более того, в 1930 году во Владивостоке появляется второй по счёту Детский театр в стране (первый открыли в Ленинграде) дети в нём сами играли и делали реквизит. Он - далёкая предтеча нынешнего Театра молодёжи. А прародительницей Детского театра в нашей стране невольно стала пьеса Мориса Метерлинка. В 1908 году «Синюю птицу» на сцене МХТ (ныне МХАТ имени Чехова) поставил Константин Станиславский и тоже к юбилею – к 10-летию театра. Но что-то пошло не так, может Станиславский неправильно понял символиста Метерлинка? А может так было задумано Душами людей и вещей, которые есть в метерлинковской пьесе? Но только Станиславский этот спектакль, как неудачный, сослал в детский репертуар – так и родилось новое театральное направление – ТЮЗ. Если кто подумает, что в Приморском театре молодёжи к юбилею поставили детский спектакль, то сильно ошибётся, намёк в нём на детскую историю - это только канва, внутри которой жизнь совсем не детско-розовая, такая, как есть. Спектакль - дань событиям, благодаря которым, а возможно и вопреки, театр поныне жив и в своей новейшей истории успешно завоёвывает сердца и умы зрителей. Но мы, зрители, и не представляем,какая «кухня» держит его на плаву. Мы видим сценический результат, а какими силами это даётся тем, кто внутри держит процесс организации «Театр», включающий в себя не только то, что мы видим на сцене? Сиё нам неведомо. «ТЮЗ срывает выполнение производственной программы и создает огромные убытки.…Товарищи! Дети! Крайисполком возмущен!» – вещает голос из времени. «Внимание артистам. Внимание цехам. Представители крайисполкома уже в зале! Третий звонок к началу спектакля. Третий звонок!», – надрывается голос. Весь спектакль звучат выдержки из документов, газет, воспоминаний – творческая фантазия создателей спектакля «Синяя птица» опирается на исторические факты. В пьесе Метерлинка зашита идея «быть смелым, чтобы видеть скрытое». Многое от нас скрывает время. «В июне 1946 году решением исполкома Приморского краевого Совета депутатов и трудящихся за номером № 642 от 13 июня был организован Приморский краевой Театр юного зрителя». На сцене актёры в шинелях таскают бревна – строительство узкоколейки, Павка Корчагин, истошный крик режиссёра: «Товарищи! Ну что там такое? Что за мельтешение? Давайте, соберитесь…» и параллельно возникает мысль: 46 год, только закончена война, жизнь в стране трудна, а тут театр, и брёвна превращаются в символы: своего места у театра нет, вокруг разруха и только на энтузиазме можно двинуть эти самые брёвна бытия – строить надо, несмотря ни на что, строить и жить. «Так, стойте! Это просто невозможно… – из зала широким шагом на сцену Театра молодёжи несётся Режиссёр из времени 75 лет назад, – Что за бардак… Павка, Жухрай… Вот ты послушай… Все послушайте! Вот сегодня 31 декабря…». «31 декабря 1946 года на сцене Клуба моряков состоялась премьера первого спектакля: «Как закалялась сталь», – сообщает голос за «кадром». Метерлинк символист, в его пьесе «Синяя птица» есть Душа часов и Душа света, Огонь, Сон, Дух каштана, берёзы и кипариса, есть «Тучные блаженства» и «Самые тучные блаженства»…. «Душа молодого театра» – бежит строка по заднику сцены Театра молодёжи – символы–подсказки в пути. В сценарий вошли эпохальные периоды жизни театра: открытие ТЮЗа, период обретения собственного здания и долгий период его реконструкции (в этом здании театр находится и поныне, Светланская, 15а), период «перестройки», когда ломалась и перестраивалась страна, внешние людские потребности и мировоззрение. Эти периоды в спектакле обозначены вехами-личностями, здесь звучат имена. «Приказом по Приморскому краевому отделу по делам искусств за номером 74 от 20 июня 1946 года первым художественным руководителем Приморского ТЮЗа был назначен товарищ Юрий Лазаревич Котляревский». «Сергей Михайлович Махарадзе! Вас вызывают. Сергей Михайлович! К телефону». «Синяя птица» открывает историю, забывать которую нельзя. Собственное здание. Реконструкция. Нет людей. Нет денег. Нет материалов. «Понял вас. Да. Ну что ж. Конечно, сложная ситуация. Ну, а что мне делать. Дайте хоть квалифицированные кадры! Хотя бы прораба! Понял, да, да. Что делать, справимся, конечно, да, будем выкручиваться»... строили собственными силами. И опять выплывает связка: то самое строительство узкоколейки в «Как закалялась сталь», с которой начал свой репертуар Театр – брёвна, которые сил нет нести, но надо строить и жить. «Вы, наверное, удивлены энтузиазмом? А время было такое», – говорит со сцены Душа. Душа Света. «Сергей Михайлович Махарадзе - тогдашний директор ТЮЗа буквально не спал ночами. Рисовал эскизы новой люстры (Свет) для зрительного зала. Наподобие той, что украшала зал малого театра в Москве… Казалось, что все мечты очень скоро воплотятся в жизнь... По согласию крайисполкома к коллективу театра присоединились пленные японцы для помощи в строительстве». «Они с такой любовью строили театр, как будто для себя возводили храм, – вспоминает в юбилейном спектакле героиня из того самого времени – актриса Нелли Махарадзе. – Общались мы с ними косвенно. Прямых контактов не было и быть не могло. Ведь за нами следили, крепко следили». В истории с пленными японцами, рассказанной в «Синей птице», есть что-то щемящее душу и это дань уважения тому, что было – Судьбе людей, попавших в мясорубку мировой истории. «Первое, что было предпринято, – пленных освободили от конвоя, – их привозили в 9 часов утра и оставляли на весь день в театре. Второе – дирекция организовала им дополнительный паек». Нелли Махарадзе через некоторое время уедет из Владивостока, а позже её муж Михаил Махарадзе, отбыв два года в лагерях строгой изоляции с формулировкой приговора «обвиняется в нарушении финансовой дисциплины и попустительстве по отношению к врагам социализма», присоединится к жене. Недетская история страны. Перестроечная пора, когда ТЮЗ стал носить имя и статус – Камерный театр. Актёры Театра молодёжи этот период, можно сказать, и не играют, ведь это их время – той актёрской части театра, кто тогда выходил на эту же самую сцену. Они вспоминаю своего режиссёра Леонида Анисимова, который в тот штормовой период времени удерживал корабль на плаву. А дальше всё кратко: двухтысячные и то, через что Театр молодёжи определил, как знак времени настоящего – манифест Метадрамы. Вспоминая сюжеты, вошедшие в спектакль «Синяя птица», можно говорить о разном. В постановке есть интересные находки и символы, через которые режиссёр и актёры пытаются показать время. Здесь есть истории и их могло бы быть больше, значительно больше! Но как сыграть жизнь в 75 лет? Не снимая сериал, а вместив её в один полноценный, но всё же ограниченный по времени спектакль? «Синюю птицу» можно, пожалуй, определить, как спектакль-память, через который мы, зрители, можем заглянуть в прошлое театра и, скользнув взглядом по образу его недавней истории, переключиться на образ истории настоящей. Так нашли ли Синюю птицу герои, встреченные нами в самом начале этой истории, Даша и Серёжа, ставшие волею Феи Тильтилем и Митилем, и кто она – Синяя птица? Театр покорил концовкой спектакля. Он дал ответ на этот вопрос, но, если честно, не хочется описывать то, чем завершается это театральное путешествие, так как не хочется лишать зрителей предстоящей радости. Только один намёк – вся суть поиска Синей птицы в том, что то, что мы ищем, оно рядом – не ищите далеко, ищите в себе! И в этом, не театральном даже, а жизненном случае зритель встречает на сцене настоящую жизнь Театра – Синюю птицу Приморского театра молодёжи. 23 и 24 октября спектакль «Синяя птица» вновь на сцене Театра молодёжи. Драматург Ольга Потапова. Режиссер Виталий Дьяченко. Художник Пётр Окунёв. Рецензент Ирина Павленко, культурный обозреватель. Окончила Владивостокское художественное училище по специальности «Художественное оформление». Освящает культурные мероприятия Дальневосточного региона. Публикации на информационном портале DEITA.RU, в журналах «Дальневосточный капитал», «Русский мир». Отмечена Благодарностью Приморской краевой филармонии за помощь и поддержку в освещении филармонической деятельности и популяризацию классической музыки в концертном сезоне 2017-2018.  

Они схватили Синюю птицу за хвост - рецензия
© Deita.ru