По итогам прошедшего сентября в регулярной музыкальной подборке «Ленты.ру» оказалось немало российских артистов, представляющих самые разные жанровые полюса: от привычного рэпа и рока в лице не менее привычных Хаски и «Мумий Тролля» до новосибирских постпанков PLOHO и фантастического эмбиент-дуэта Саши Виноградовой и Алины Ануфриенко. Дополнил этот список Джарвис Кокер, воспевающий французскую поп-классику, борющиеся с офисной скукой Radiohead и монреальская восходящая звезда Ouri, одинаково хорошо играющая как на поле оркестровых мелодий, так и в области электронной музыки.
Radiohead — If You Say The Word
Radiohead готовятся представить релиз Kid A Mnesia, по сути представляющий из себя переиздания альбомов 2000-х Kid A и Amnesiac, перемешанные с ранее не выпущенными песнями, среди которых оказалась и If You Say The Word — крепкий образец того, какой была музыка Тома Йорка 20 лет назад. И хотя сейчас наблюдать за его сольными экспериментами наподобие величественной работы ANIMA довольно увлекательно, погрузиться в воспоминания о «старых» Radiohead тоже весьма приятное занятие. Тем более, что традиционно минорные музыкальные настроения здесь наложены на видеоряд в духе «Черного зеркала»: в кадре двое не самых приятных мужчин устраивают охоту на людей в костюмах, а затем отправляют их в грузовик и выкидывают в месте пострашнее — в городе среди серых многоэтажных офисов. За всю эту тоску в If You Say The Word ответственен Каспер Хэггстрем, снимавший клипы электронной артистке Келли Ли Оуэнс и норвежскому продюсеру Lindstrøm, а теперь мастерски считавший атмосферу творений Radiohead.
Хаски — «Реванш»
Трек «Реванш» из прошлогоднего альбома Хаски «Хошхоног» вошел в саундтрек к «Петровым в гриппе» и неожиданно стал пятиминутным объяснением того, за что многие критикуют последнюю работу Кирилла Серебренникова. Вся эта густая и беспросветная обреченность, вполне свойственная Хаски, но не совсем свойственная роману Алексея Сальникова, стала прочным фундаментом картины, вытеснив волшебство повседневности. В клипе же нет и намека на это изредка сквозящее в «Петровых в гриппе» волшебство — только беспощадная и местами доходящая до абсурда кровавая бойня с рестлерскими приемами, сопровождающая не менее злую читку про оживший труп, после пробуждения которого в мертвечину превращается вообще все вокруг. Как и многие другие работы Хаски, после первого прослушивания «Реванш» заставляет испуганно закрывать глаза и уши ладонями, зато потом вызывает мазохистское желание раз за разом пересматривать клип, мучая зрение творящимся на экране фаршем, а слух — некомфортными звуками аккордеона.
박혜진 Park Hye Jin — Let’s Sing Let’s Dance
Представительница небезызвестного лейбла Ninja Tune, в прошлом году попавшая в саундтрек к игре FIFA 21, записала свой дебютный лонгплей Before I Die, в котором простые и мечтательные поп-мелодии расположились по соседству с беззаботными хаус-треками. Из-за вторых продсерку Пак Хэ Джин периодически сравнивают с другими представительницами корейской электроники — Yaeji и Пегги Гу, хотя кажется, что по вайбу ее треки куда больше напоминают Jayda G. Как отмечает The Guardian, пластинка может показаться поверхностной, и, к сожалению, именно такое впечатление и складывается, когда речь идет о танцевальных композициях, которым отчаянно не хватает красок и праздника. Что до остальных треков, то в них присущий Пак Хэ Джин минимализм идет лишь на пользу и помогает раскрывать как уязвимость артистки (Me Trust Me и Where Did I Go), так и сексуально-игривые мотивы (Sex With Me).
Ouri — Chains
Еще один ожидаемый дебютник, судить о котором можно пока лишь по двум синглам, — альбом Frame of a Fauna артистки Ориэль Ове, выпускающей музыку под псевдонимом Ouri. Запланированный на 22 октября релиз с большой долей вероятности станет одной из самых ярких новинок месяца, потому что наверняка сумеет саккумулировать все разнородные музыкальные интересы Ouri. И их у нее немало: исполнительница афро-карибского происхождения родилась во Франции, где училась играть на арфе, фортепиано и виолончели, а в 16 лет перебралась в Монреаль и увлеклась местной рейв-сценой — так родилось ее диджейское амплуа. Наслоившись друг на друга, все эти этапы привели ее к гибридным композициям, в которых есть и оркестровый звук, и электронные винтики. Сама Ouri обещает, что в первом альбоме будет сочетаться классика, филд-рекординг, электронника и трип-хоп будущего, и одним лишь синглом Chains доказывает талант сталкивать эти жанры и создавать нечто новое — примерно так же по сюжету клипа Ове собирает на экране пиксельную танцовщицу, которая вылезает за пределы экрана и начинает жить своей жизнью.
Jarvis Cocker — Aline
Подогреть ожидание очередной сказки Уэса Андерсона под названием «Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"» помогает не только просмотр трейлера и нарезанных оттуда умопомрачительных кадров, но и, например, французская музыкальная классика в новом оформлении, которую Джарвис Кокер собрал на одной пластинке Chansons d'Ennui Tip Top. Можно сказать, что основатель Pulp записал свою версию саундтрека к фильму (хотя на самом деле музыку к картине создавал композитор Александр Деспла) и вместе с тем отдал дань уважения огромному пласту французской поп-классики, начиная от Франсуазы Арди и заканчивая Сержем Генсбуром. Результат мы услышим только 22 октября — в тот же день, когда выйдет новая лента Андерсона. Пока же есть возможность оценить кавер Джарвиса на Aline — громкий хит 1960-х и один из главных козырей скончавшегося в прошлом году певца Кристофа.
Sasha Vinogradova & Alina Anufrienko — Pigeon Language
На эстонском лейбле Hidden Harmony Recordings, специализирующемся на эмбиенте и смежных экспериментальных жанрах, вышла коллаборация композиторки Саши Виноградовой и виолончелистки Алины Ануфриенко, представляющая из себя семь медленных и нежных композиций. И если к их релизу Oko первым делом хочется применить эпитет «хрупкий», то само сотрудничество этих двух артисток, напротив, выглядит крепким, оформившимся и уверенным — в общем, таким, будто вокал Саши Виноградовой и инструментальные мелодии Алины Ануфриенко никогда не существовали по отдельности. Взять хотя бы сингл Pigeon Language, достоверно передающий дух целого альбома, — в нем можно найти несколько неожиданных, но искусно перетекающих друг в друга отрывков: от протяжного фолкового пения и драматичных струн до бормотания полушепотом и погружения в пространство тишины. Все это складывается в настолько стройный и выверенный ряд, что становится практически невозможно поверить в тот факт, что весь Oko на самом деле состоит из совместных импровизаций, а не заранее начерченных схем.
Dua Saleh — fitt (feat. Amaarae)
Нашумевший сериал Sex Education стоит любить хотя бы за то, что теперь про Дуа Сале знает куда больше людей, чем после прошлогоднего EP ROSETTA. Небинарный артист из Судана появился в шоу в качестве этакого лектора, рассказывающего о жизни квир-персон, а перед этим выдал мощное и агрессивное политическое высказывание в сингле body cast. Что до нового трека fitt, то в нем Сале выглядит и звучит чуть мягче, хоть и не теряет присущей его творчеству дерзости. А танцевального заряда и некой мелодичности песне придает присутствие Amaarae — ганийской афропоп-звезды с мурлыкающим вокалом.
PLOHO — «Нулевые»
Песня «Нулевые» с февральского альбома PLOHO «Фантомные чувства» обзавелась клипом и продолжила традицию новосибирских представителей постпанка снимать кинематографичные истории под неразличимые песни — загадочным образом все композиции музыкантов расползаются в одно большое пятно и звучат куда более монотонно, чем то, что делают, например, «Буерак» или «Молчат дома». Тем не менее если отодвинуть запрос на разнообразие и рассматривать «Нулевые» как часть особой вселенной артистов, которые считают своей задачей «стремление раскрыть внутренний мир рядового человека, живущего в обычной многоэтажке», то музыка превращается далеко не в единственный и явно не первостепенный инструмент. Про музыкальное однообразие в случае с последней работой PLOHO даже хочется сказать «так надо», потому как песня «Нулевые» позволяет не отвлекаться во время семиминутного киносеанса с историей про миролюбивых зумеров и стреляющих из пушки зумеров — и между первыми и вторыми тут такая пропасть, что сократить ее не получается, на каких скоростях ни беги.
BLK ODYSSY — DRINKING GOOD
В своем дебютнике BLK VINTAGE музыкант BLK ODYSSY продолжает то, что так хорошо удалось Дуа Сале в упомянутом сингле body cast, — рассказывает об угнетении, горечи и непрекращающейся полицейской жестокости, которая во время пандемии стала основным топливом для сотен, а, может быть, даже и тысяч темнокожих артистов. Правда, если у многих из них это превращалось в яростные плевки и выстрелы в лоб, то BLK ODYSSY удались не только более четкие, а оттого попадающие в цель формулировки, но и куда более изящное оформление, вдохновленное его давними кумирами 2Pac и D'Angelo. Тем более, что о полицейском насилии техасский исполнитель знает не понаслышке. Десять лет назад от рук копов погиб его родной брат, поэтому легко догадаться откуда в треке DRINKING GOOD берутся строки: «Братьев убивают, матери стареют». Впрочем, восхищение вызывает не только умение не захлебнуться в океане ненависти, но и попытки сохранить в BLK VINTAGE другие, лежащие вне политического поля мотивы: психические расстройства, сложные любовные отношения и даже принятие своего тела.
Ty Segall — Harmonizer
В августе американский мультиинструменталист Тай Сигалл, обычно отличающийся невероятной плодотворностью, выдал внезапный 13-й альбом Harmonizer и тем самым завершил двухлетний, пока что самый долгий перерыв в своей карьере. В сентябре за релизом подтянулся и клип на заглавную песню, вполне отражающий легкий перекос Сигалла в сторону синтезаторного звучания и более отполированного саунда. Вместе с тем присущая трекам артиста энергетика и узнаваемая стилистика никуда не делись: в сингле Harmonize все эти черты Сигалла проступают в скользящих гитарных риффах и странноватых неоновых кадрах с налетом фетишизма.
«Мумий Тролль» — «Время обид»
Группу «Мумий Тролль» можно отнести к той редкой категории музыкантов, которым удалось вырваться из бесконечной петли неудачного самоповторения, куда регулярно попадают некогда большие артисты. И пускай напеть их новые композиции смогут лишь преданные поклонники, а для большинства «Мумий Тролль» по-прежнему будет ассоциироваться с классикой вроде «Владивосток 2000», в случае с командой Ильи Лагутенко речь, к счастью, идет не о старении, а, скорее, о взрослении. Именно так на смену текстам о романтичном и повседневном приходят социальные ролики про ВИЧ или песни про губительный накопленный груз — такие, например, как «Время обид». Они не оставляют внутри такого отпечатка, как старые хиты (причем вовсе не из-за своего качества, а из-за сменившейся эпохи), но и не кажутся чем-то запылившимся и утратившим актуальность. Иными словами, это просто хорошая новинка, которую приятно посмотреть, послушать и, что вполне возможно, довольно быстро забыть.