История мирового кино. 1897 год. Список главных киноработ
Мы продолжаем экспресс-курс по изучению мирового кино. Сегодня мы знакомимся с картинами 1896 года (авторский аудио-подкаст внизу текста).
Предыдущие материалы - смотрите по ссылкам:
Поехали дальше. Сегодня - 1897 год.
БРАТЬЯ ЛЮМЬЕР (Франция)
«Детское лакомство», «Детские игрушки», «Детский хоровод» - умилительная серия детских фильмов, когда за обеденным столом сидят галантно одетые дети, и мальчик угощает девочек сладостями. Первые три ребенка-актера в кадре.
«Выход рабочих с фабрики, IV» - Люмьеры решили все же снять не трилогию, а сагу о рабочих.
«Умывание собачки» - помывка в деревянной кадке и с помощью шланга и щетки маленького спаниеля. Первые лайфхаки, в данном случае, по мытью собак.
«Фауст: Появление Мефистофеля» - ремейк на фильм Мельеса - «Замок дьявола» (1896).
«Негры Ашантис» - первые негры-актеры. В кадре – купание ребенка-негрятенка в окружении его братьев и сестер.
«Карнавал в Ницце»- кадры карнавала. Обратите внимание на гигантскую куклу индюка справа.
«Ученые собаки: змеиный танец» – цирковой номер танцующий собак в одеждах.
«Семья» - первые кадры Японии конца XIX века, семейное чаепитие. «Японские актеры: упражнение в парике» - актерская репетиция в Японии.
«Виктор Гюго и главные герои «Отверженных» - отсылка к Аркадию Райкина с его быстрым переодеванием и сменой париков.
«Президент МакКинли выступает с посланием» - запись выступления 25-го президента США Уильяма МакКинли на площади в Вашингтоне. Фильм снят французским режиссером Феликсом Мегсвичем, работавшем на студии братьев Люмьер. Первые политический ролик в истории.
ТОМАС ЭДИСОН (США)
«Господин Эдисон за работой в химической лаборатории» - Томас Эдисон в роли Томаса Эдисона.
«Бой подушками» - театральная сцена драки подушками среди женщин.
ДЖЕЙМС УАЙТ (США)
«Девочки-семинаристки» («Школьницы») - бой подушками девушек в спальне семинарии. Первый, но едва прослеживающийся эротический элемент в кино. В 1897 году было снято несколько фильмов с женскими драками подушками, включая девочек.
«Электрический троллейбус» - первый грузовой троллейбус в США.
УИЛЬЯМ ХЕЙЗ (США)
«Удачливый рыбак»- комедия о рыбаке, поймавшем сапог.
АЛЕКСАНДР ПРОМИО (Франция)
«Защита флага» - первые военные баталии в кино.
«Отъезд из Иерусалима по железной дороге» - один из самых интересных исторических фильмов того периода. Поезд отправляется с железнодорожной станции Иерусалима. По ходу движения он проезжает мимо различных групп людей — сначала мимо европейцев, затем палестинских арабов и, наконец, мимо палестинских евреев. Представители этих групп населения отличаются между собой практически во всём, включая одежду, головные уборы и причёски. Кроме станции, на заднем фоне видны только руины, полуразрушенные стены и ничего больше.
«Футбол» - первый фильм о футбольном матче. Футбол XIX века отличался от современного тем, что игроки на поле не бегали, а зачастую стояли на своих позициях. В том же году вышла лента режиссера Джорджа Альберта Смита «Футбол». Фильмы практически идентичны.
«Белфаст. Дворцовая площадь» - первый фильм на улицах Ирландии. «Брюссель. Главная площадь» - первый фильм на улицах Бельгии. «Константинополь. Пролив Босфора» - первые кадры в Турции. «Спуск с Великой пирамиды», «Пирамиды. Общий вид», «Панорама реки Нил» - первые кадры Египта. «Испания. Гонки на быках» - первые кадры с испанской корриды. «Иерусалим, Гроб Господень», «Иерусалим, Яффские ворота, восточная сторона» - первый кадры Иерусалима. «Ливерпуль. Черч Стрит»- первые кадры Ливерпуля (за 64 года до появления «Битлз»).
«Любовник в сумке»- комедия Александра Премио.
ДЖОРДЖ АЛЬБЕРТ СМИТ (Великобритания)
«Мельник и трубочист»- одна из первых британских комедий – драка мешками на фоне крутящейся мельницы.
«Рентгеновские лучи» («Рентгеновский бес») - первые британские спецэффекты наподобие Мельеса. Сюжет: Мужчина подсаживается на лавочке к девушке и пытается с ней познакомиться. Вдруг некто наводит на них рентгеновский аппарат, и они превращаются в скелеты. Не замечая этого, мужчина-скелет продолжает приставать к девушке-скелету, целует ей руки, пытается прижать к себе. Действие рентгеновских лучей прекращается, и герои опять превращаются в людей.
«Бриллиантовый юбилей королевы Виктории» - съемка парада королевы, длина фильма – 4,5 минуты.
РОБЕРТ УИЛЬЯМ ПОЛЬ (Великобритания)
Снимал военные парады.
«Ограбление» - один из первых боевиков. Один человек с помощью пистолета грабит другого.
ПИТЕР ЭЛЬФЕЛЬТ (Дания)
«Езда на гренландских собаках» - мужчина едет по Гренландии на повозке, запряжённой собаками.
ЖОРЖ ГАТО (Франция)
«Смерть Марата» - один из первых исторических художественных фильмов, когда актер играет реального исторического персонажа – Жан Поля Марата (политический деятель эпохи Великой французской революции, радикальный оппозиционер).
«Убийство герцога де Гиза» - снова историческая сцена с костюмами уровня Мельеса.
«Убийство Клебера»- очередной исторический французский персонаж.
ФРУКТУС ХЕЛАБЕРТ (Испания)
«Ссора в кафе» - потасовка среди двух посетителей кафе.
ЦУНЭКИТИ СИБАТА (Япония)
«Улица в Токио» - первый японский фильм.
ЭЛИС ГИ (Франция)
«У гипнотезера» - популярная в то время тема спиритических сеансов и сеансов гипноза в Европе. Хотя по сюжету больше походит на волшебное ателье со сменой одежды.
«В трапезной» - школа для мальчиков, обед, заканчивающий погромом и психозом взбесившегося преподавателя.
«Тайная вечеря» - первый фильм в истории по библейским сюжетам. Первый актер, играющий Иисуса. Первое появление Иисуса в кино. «Бичевание»- Иисус у Понтия Пилата.
ЖОРЖ МЕЛЬЕС (Франция)
«Галлюцинации алхимика» - потрясающие спецэффекты, сказка, мультфильм, безусловный прорыв в мировом кино. Был не так давно отреставрирован в цвете и в качестве 4К.
«Заколдованная гостиница» - комедийная мистика, приключения в номере отеля. В главной роли – Жорж Мельес.
«На крышах» - юмористическая постановка с падением актеров с лестниц. Есть очень похожий фильм редкого французского режиссера Элиса Ги – «Грабители».
«Между Дувром и Кале»- судно качает из стороны в сторону, что доставляет немалый дискомфорт членам экипажа и пассажирам. Похожий фильм, но без спецэффектов и постановки, сняли братья Люмьер годом ранее - «Спуск корабля на воду». Сюда же можно отнести его фильм – «Морской бой в Греции» с эффектом качающейся палубой-сценой и актерами-матросами.
«После бала» - первый фильм в истории, где в кадре присутствует обнаженная женщина. Если Джеймс Уайт ограничился боем школьниц подушками в спальне в своем фильме «Школьницы», равно как Томас Эдисон в фильме «Бой подушками», которые были в «ночнушках», то Мельес пошел намного дальше.
«Последний патрон»- оживление картины. Фильм является воспроизведением на экране знаменитой одноименной картины художника Альфонса де Невиля. Один из эпизодов франко-прусской войны. Можно сравнить с «Защитой флага» Александра Промио.
«Взятие Турнавоса»- инсценировка взятия турецкими войсками греческого города Турнавос. Смотрится очень современно, явно опережая развитие кино в конце XIX века.
США (American Mutoscope Company)
«Поглядывающий Том»- снят компанией США, режиссер неизвестен. Серия сцен, когда человек подглядывает за постояльцами отеля в замочную скважину. Прототип будущих фильмов Чарли Чаплина. Длина фильма – около двух минут.
В МИРЕ
125 человек погибло во время пожара во время просмотра кинофильма на «Благотворительном базаре» в Париже. Загорелся эфир, который использовался для лампы проектора.
Жорж Мельес основывает компанию Star Film.