История мирового кино. 1897 год. Список главных киноработ

Мы продолжаем экспресс-курс по изучению мирового кино. Сегодня мы знакомимся с картинами 1896 года (авторский аудио-подкаст внизу текста).

История мирового кино. 1897 год. Список главных киноработ
© Русская Планета

Предыдущие материалы - смотрите по ссылкам:

1888-1894 годы и 1895 год

1896 год

Поехали дальше. Сегодня - 1897 год.

БРАТЬЯ ЛЮМЬЕР (Франция)

«Детское лакомство», «Детские игрушки», «Детский хоровод» - умилительная серия детских фильмов, когда за обеденным столом сидят галантно одетые дети, и мальчик угощает девочек сладостями. Первые три ребенка-актера в кадре.

«Выход рабочих с фабрики, IV» - Люмьеры решили все же снять не трилогию, а сагу о рабочих.

«Умывание собачки» - помывка в деревянной кадке и с помощью шланга и щетки маленького спаниеля. Первые лайфхаки, в данном случае, по мытью собак.

«Фауст: Появление Мефистофеля» - ремейк на фильм Мельеса - «Замок дьявола» (1896).

«Негры Ашантис» - первые негры-актеры. В кадре – купание ребенка-негрятенка в окружении его братьев и сестер.

«Карнавал в Ницце»- кадры карнавала. Обратите внимание на гигантскую куклу индюка справа.

«Ученые собаки: змеиный танец» – цирковой номер танцующий собак в одеждах.

«Семья» - первые кадры Японии конца XIX века, семейное чаепитие. «Японские актеры: упражнение в парике» - актерская репетиция в Японии.

«Виктор Гюго и главные герои «Отверженных» - отсылка к Аркадию Райкина с его быстрым переодеванием и сменой париков.

«Президент МакКинли выступает с посланием» - запись выступления 25-го президента США Уильяма МакКинли на площади в Вашингтоне. Фильм снят французским режиссером Феликсом Мегсвичем, работавшем на студии братьев Люмьер. Первые политический ролик в истории.

ТОМАС ЭДИСОН (США)

«Господин Эдисон за работой в химической лаборатории» - Томас Эдисон в роли Томаса Эдисона.

«Бой подушками» - театральная сцена драки подушками среди женщин.

ДЖЕЙМС УАЙТ (США)

«Девочки-семинаристки» («Школьницы») - бой подушками девушек в спальне семинарии. Первый, но едва прослеживающийся эротический элемент в кино. В 1897 году было снято несколько фильмов с женскими драками подушками, включая девочек.

«Электрический троллейбус» - первый грузовой троллейбус в США.

УИЛЬЯМ ХЕЙЗ (США)

«Удачливый рыбак»- комедия о рыбаке, поймавшем сапог.

АЛЕКСАНДР ПРОМИО (Франция)

«Защита флага» - первые военные баталии в кино.

«Отъезд из Иерусалима по железной дороге» - один из самых интересных исторических фильмов того периода. Поезд отправляется с железнодорожной станции Иерусалима. По ходу движения он проезжает мимо различных групп людей — сначала мимо европейцев, затем палестинских арабов и, наконец, мимо палестинских евреев. Представители этих групп населения отличаются между собой практически во всём, включая одежду, головные уборы и причёски. Кроме станции, на заднем фоне видны только руины, полуразрушенные стены и ничего больше.

«Футбол» - первый фильм о футбольном матче. Футбол XIX века отличался от современного тем, что игроки на поле не бегали, а зачастую стояли на своих позициях. В том же году вышла лента режиссера Джорджа Альберта Смита «Футбол». Фильмы практически идентичны.

«Белфаст. Дворцовая площадь» - первый фильм на улицах Ирландии. «Брюссель. Главная площадь» - первый фильм на улицах Бельгии. «Константинополь. Пролив Босфора» - первые кадры в Турции. «Спуск с Великой пирамиды», «Пирамиды. Общий вид», «Панорама реки Нил» - первые кадры Египта. «Испания. Гонки на быках» - первые кадры с испанской корриды. «Иерусалим, Гроб Господень», «Иерусалим, Яффские ворота, восточная сторона» - первый кадры Иерусалима. «Ливерпуль. Черч Стрит»- первые кадры Ливерпуля (за 64 года до появления «Битлз»).

«Любовник в сумке»- комедия Александра Премио.

ДЖОРДЖ АЛЬБЕРТ СМИТ (Великобритания)

«Мельник и трубочист»- одна из первых британских комедий – драка мешками на фоне крутящейся мельницы.

«Рентгеновские лучи» («Рентгеновский бес») - первые британские спецэффекты наподобие Мельеса. Сюжет: Мужчина подсаживается на лавочке к девушке и пытается с ней познакомиться. Вдруг некто наводит на них рентгеновский аппарат, и они превращаются в скелеты. Не замечая этого, мужчина-скелет продолжает приставать к девушке-скелету, целует ей руки, пытается прижать к себе. Действие рентгеновских лучей прекращается, и герои опять превращаются в людей.

«Бриллиантовый юбилей королевы Виктории» - съемка парада королевы, длина фильма – 4,5 минуты.

РОБЕРТ УИЛЬЯМ ПОЛЬ (Великобритания)

Снимал военные парады.

«Ограбление» - один из первых боевиков. Один человек с помощью пистолета грабит другого.

ПИТЕР ЭЛЬФЕЛЬТ (Дания)

«Езда на гренландских собаках» - мужчина едет по Гренландии на повозке, запряжённой собаками.

ЖОРЖ ГАТО (Франция)

«Смерть Марата» - один из первых исторических художественных фильмов, когда актер играет реального исторического персонажа – Жан Поля Марата (политический деятель эпохи Великой французской революции, радикальный оппозиционер).

«Убийство герцога де Гиза» - снова историческая сцена с костюмами уровня Мельеса.

«Убийство Клебера»- очередной исторический французский персонаж.

ФРУКТУС ХЕЛАБЕРТ (Испания)

«Ссора в кафе» - потасовка среди двух посетителей кафе.

ЦУНЭКИТИ СИБАТА (Япония)

«Улица в Токио» - первый японский фильм.

ЭЛИС ГИ (Франция)

«У гипнотезера» - популярная в то время тема спиритических сеансов и сеансов гипноза в Европе. Хотя по сюжету больше походит на волшебное ателье со сменой одежды.

«В трапезной» - школа для мальчиков, обед, заканчивающий погромом и психозом взбесившегося преподавателя.

«Тайная вечеря» - первый фильм в истории по библейским сюжетам. Первый актер, играющий Иисуса. Первое появление Иисуса в кино. «Бичевание»- Иисус у Понтия Пилата.

ЖОРЖ МЕЛЬЕС (Франция)

«Галлюцинации алхимика» - потрясающие спецэффекты, сказка, мультфильм, безусловный прорыв в мировом кино. Был не так давно отреставрирован в цвете и в качестве 4К.

«Заколдованная гостиница» - комедийная мистика, приключения в номере отеля. В главной роли – Жорж Мельес.

«На крышах» - юмористическая постановка с падением актеров с лестниц. Есть очень похожий фильм редкого французского режиссера Элиса Ги – «Грабители».

«Между Дувром и Кале»- судно качает из стороны в сторону, что доставляет немалый дискомфорт членам экипажа и пассажирам. Похожий фильм, но без спецэффектов и постановки, сняли братья Люмьер годом ранее - «Спуск корабля на воду». Сюда же можно отнести его фильм – «Морской бой в Греции» с эффектом качающейся палубой-сценой и актерами-матросами.

«После бала» - первый фильм в истории, где в кадре присутствует обнаженная женщина. Если Джеймс Уайт ограничился боем школьниц подушками в спальне в своем фильме «Школьницы», равно как Томас Эдисон в фильме «Бой подушками», которые были в «ночнушках», то Мельес пошел намного дальше.

«Последний патрон»- оживление картины. Фильм является воспроизведением на экране знаменитой одноименной картины художника Альфонса де Невиля. Один из эпизодов франко-прусской войны. Можно сравнить с «Защитой флага» Александра Промио.

«Взятие Турнавоса»- инсценировка взятия турецкими войсками греческого города Турнавос. Смотрится очень современно, явно опережая развитие кино в конце XIX века.

США (American Mutoscope Company)

«Поглядывающий Том»- снят компанией США, режиссер неизвестен. Серия сцен, когда человек подглядывает за постояльцами отеля в замочную скважину. Прототип будущих фильмов Чарли Чаплина. Длина фильма – около двух минут.

В МИРЕ

125 человек погибло во время пожара во время просмотра кинофильма на «Благотворительном базаре» в Париже. Загорелся эфир, который использовался для лампы проектора.

Жорж Мельес основывает компанию Star Film.