«Игра в кальмара», «Бегущий человек» и «Смертельная гонка»: топ лучших фильмов про игры на выживание

На арене битв на выживание в середине сентября появился новый игрок — южнокорейская драма «Игра в кальмара». Мировые рейтинги шокированы: впервые неанглоязычное шоу претендует на место абсолютного лидера по просмотрам. И это притом что идея сюжета фильма новизной не отличается. «Вечерняя Москва» представляет ленты с аналогичной идеей, заслуживающие не меньшего внимания.

«Игра в кальмара», «Бегущий человек» и «Смертельная гонка»: топ лучших фильмов про игры на выживание
© Вечерняя Москва

Открывает обзор ретробоевик 1987 года выпуска «Бегущий человек», снятый по произведению Стивена Кинга. Кстати, автору ни фильм, ни Железный Арни не понравились настолько, что Кинг запретил указывать свое имя в рекламе и на обложке фильма. В титрах был указан лишь псевдоним — Ричард Бахман.

Забавно, что фильм в год своего появления на большом экране отправлял зрителя в «далекое будущее» — аж в 2017 год. Сегодня с высоты будущего мы взираем в прошлое.

По сюжету ленты к 2017 году излюбленным развлечением для жителей Америки, превратившейся в полувоенное государство, стало садистское телешоу «Бегущий человек», участники которого — невинные жертвы — не имели ни единого шанса на выживание.

Среди них оказался полицейский Бэн Ричардс, отказавшийся расстрелять безоружную толпу голодных людей. Теперь вместе с собратьями по несчастью ему предстоит принять участие в безумной гонке со смертью, сразиться с непобедимыми монстрами — Профессором Крио, Бензопилой, Шаровой Молнией и Динамо, а также отомстить бесчеловечному хозяину шоу.

«Бегущий человек» стал, пожалуй, первым фильмом-шоу, где тоталитарное государство сталкивает героев, вынуждая их прибегать к насилию. Слоган ленты «Это всего лишь игра со смертью» подхватили и расширили до многочисленных вариаций. В последующие годы, вплоть до нынешнего, появлялись ленты по сути своей ставшие той же игрой на выживание.

Так, 2000 год подарил миру японскую мангу об играх на выживание «Королевская битва», снятую по одноименному роману Таками Косюна. Уже своим слоганом — «Ты когда-нибудь убивал своего лучшего друга?» — фильм претендовал на статус не только кровавой драмы, но и непростой моральной составляющей.

Королевская битва — санкционированная правительством жестокая игра, в которой школьников заставляют принимать участие под дулами автоматов и угрозой уничтожения. На необитаемом острове 42 старшеклассника на протяжении трех дней будут безжалостно уничтожать друг друга с помощью случайных предметов и смекалки. Живым с острова вернется только один.

Эта лента среди кровавых драм удерживает лидирующие позиции. И дело не только в буквальном воплощении, но и в осознании того, что за выживание борются дети. Зрителю представлена деградация подрастающей личности — от этого особенно страшно.

Последовавшая за японским сценарием трилогия «Голодных игр», снятая двенадцатью годами позже по мотивам одноименного романа Сьюзен Коллинз, при всей своей драматичности до «Королевских игр» уровнем жестокости не дотянула. Возможно, это случилось потому, что целых семь секунд (!) особо жестоких сцен насилия были вырезаны по требованию английских дистрибьюторов.

Зритель переносится в будущее. Деспотичное государство ежегодно устраивает показательные игры на выживание, за которыми в прямом эфире следит весь мир. Жребий участвовать в играх выпадает юной Китнисс и тайно влюбленному в нее Питу. Они знакомы с детства, но теперь должны стать врагами. Ведь по нерушимому закону Голодных игр победить может только один из 24 участников. Судьям неважно, кто выиграет, главное — зрелище. И на этот раз зрелище будет.

Фантастический триллер «Смертельная гонка», вышедший на экраны в 2008 году, добавил фильмам о выживании технологическую составляющую.

По сюжету трехкратный чемпион-гонщик Дженсен Эймс посажен в тюрьму за убийство, которого не совершал. Вместо того чтобы выпустить на свободу, тюремщики заставляют его вместе с самыми отъявленными преступниками участвовать в кровавом состязании. Оказавшись за рулем чудовищного автомобиля, оборудованного автоматами, огнеметами и гранатометами, герой разрушит все на своем пути, чтобы выиграть самую зрелищную гонку на выживание на Земле.

Фильм стал ремейком одноименной ретрокартины, превзойдя ее по всем статьям. По сути лента 2008 года вновь переносит зрителя в будущее — в 2012 год. И вновь это будущее для Америки безрадостное: страна обнищала, а везде царят хаос, безработица и беззаконие. И вновь на кону — жизнь и свобода. Деньги в качестве приятного бонуса появятся как элемент картины уже позже… Год спустя.

В 2009 году режиссер Скотт Манн представил на суд зрителей свою версию кровожадной игры — «Турнир на выживание».

Каждые семь лет в одном из городов проходит необычный турнир. Наемные убийцы со всего мира приезжают туда, чтобы показать свое кровавое мастерство. Каждый раз их должно быть ровно 30, но победитель будет только один. Он получит звание лучшего в своем «деле» и 10 миллионов долларов в придачу.

Но есть и другие участники турнира — те, кто у экранов мониторов, вдали от «арены» внимательно следят за смертельными поединками. Они наблюдают не из простого любопытства — они сделали крупные ставки, каждый из них выбрал своего бойца. Это и есть истинные игроки.

Все те же десять миллионов долларов разыгрывают и в криминальном боевике «Крутые стволы».

В только что отстроенной тюрьме некий Мун собирает самых крутых боевиков синдиката и объявляет правила игры, отказаться от которых невозможно. Трое оставшихся в живых должны забрать приз. Металлический холод сопровождает зрителя на протяжении всего фильма, создавая атмосферу, символизирующую бездушие участников игры «все против всех». Выбора у героев нет: либо убиваешь ты — либо убивают тебя.

Игра начинается. В общем сражении образуются две группы, из которых выделяется одна — с политическим профессиональным убийцей, его бывшим боссом, очень крутой блондинкой и случайно попавшей в эту историю журналисткой.

Слоган «10 человек будут сражаться. 9 человек умрут. Вы это увидите» принадлежит жестокому экшену с профессиональными рестлерами «Приговоренные». Собственно, в этих трех коротких предложениях уместился и весь сценарий. В главной роли снялся Стив Остин — звезда рестлинга. Он — единственный положительный персонаж среди отморозков.

Заключенный Джо Конрад ожидает смертной казни в одной из тюрем Центральной Америки. Но так просто парню уйти из этой жизни не суждено: Конрада берет в оборот влиятельный телепродюсер, набирающий участников для нового реалити-шоу. Вместе с девятью другими приговоренными к смерти Джо оказывается на необитаемом острове. Клочок земли превращается в настоящее поле битвы с весьма колоритными персонажами, а зрители в зале — те самые игроки по ту сторону экрана.

Разумеется, игра ведется по принципу «каждый сам за себя». Задача, стоящая перед участниками, проста: уничтожить остальных «смертников» и таким образом завоевать свободу.

Ретродрама «Игра на выживание», вышедшая в прокат еще в 1994 году, от всех выше упомянутых картин отличается существенно. Да, в ней тоже герой вынужден выживать. Да, в ней есть погони, кровь, драйв охоты, вознаграждение. Но! Схватка в данном случае происходит не между равным и равными, а между одним несчастным безоружным бродягой и десятком вооруженных до зубов охотников.

Потерявшего семью человека приглашают поработать «инструктором по выживанию». Ничего не ведающего парня привозят на отдаленную лесную заимку, где собралась компания охотников. На следующее утро выясняется, что дичью на предстоящей охоте будет не кто иной, как приглашенный бродяга.

Хозяин заимки дает ему время для того, чтобы тот смог убежать подальше от охотников. И начинается игра на выживание: вооруженные «преследователи» на вездеходах гонят безоружного героя. Но жажда жизни и мести оказывается сильнее животного страха. И тогда преследователи из охотников превращаются в жертв.

Завершает обзор японский сериал «Игра лжецов». Оригинальный сценарий с неожиданными поворотами и логическими догонялкам, в которые вынуждены играть главные герои, воплотил в жизнь режиссер Хироаки Мацуяма.

Наивная и доверчивая Нао Кандзаки получает черную коробку, открыв которую обнаруживает сто миллионов йен (около миллиона долларов) и конверт с приглашением поиграть в «Игру лжецов». Приглашение, конечно, формальное, так как Нао уже в игре. Просто так выйти из игры нельзя. Единственный способ отказаться — сохранить сто миллионов и вернуть их через 30 дней. Если в течение этого времени она потеряет деньги, то должна будет их компенсировать.

Разумеется, фильмов о выживании разного калибра человечество придумало немало. Многие из них заслуживают внимания. Но, сериал «Игра в кальмара», показав истории и внутренний мир героев, поднял жанр на новую ступень. Это и поставило его на пьедестал мирового рейтинга.