Войти в почту

Сериал - это роман сегодня

Литературоведы, филологи, кандидаты-доктора, конечно, кинутся со мной спорить: и о том, когда роман возник, и о том, кто его прародители. Напомнят мне, невежде, и об античном романе, и о рыцарском, и о плутовском...

Сериал - это роман сегодня
© Мир новостей

Но для меня в романе, как и для многих из вас, главное, чтобы было интересно. И не было скучно. И в этом смысле Дюма с его «Тремя мушкетерами» и «Графом Монте-Кристо» - классический образчик. Он, печатая многие свои произведения в газете, обрывал их на самом интересном месте и заставлял ждать продолжения.

Эта традиция и на советский роман распространилась - в журналах изначально публиковали и «Двух капитанов», и «В августе 44-го» - «Продолжение в следующем номере».

Не так ли нынче кинематографисты в самый интригующий момент заканчивают серию?

Романы - протяженные истории со множеством персонажей - в XIX веке и в первой половине XX века читались вслух, всей семьей, под лампой в гостиной. Эдаким манером сотни тысяч читателей впервые познакомились с героями Толстого, Лескова и Достоевского.

Сейчас мы читаем обычно в одиночку, но точно так же, как раньше вокруг книги, семья собирается вместе у сериала. Первый канал тут настоящий кинороман выпустил - сериал «Русские горки». 20 серий - грандиозный формат для прайм-тайма, я подобных объемов не припомню. Три недели эфира! Страсти кипят нешуточные: действие начинается в 1945-м, а заканчивается в 1986-м. Шпионские игры, убийства, измены, потерянные дети, высокосветские особняки и мастерские художников, сталинские лагеря и деревенские сеновалы. Прекрасные актеры даже в ролях второго плана или эпизодах, точно воссозданные костюмы, интерьеры и экстерьеры, а главное - страсти кипят на разрыв!

Иные, конечно, посетуют, что сериал чересчур облегченную, приглаженную версию советской истории выдает. Да и фактических ошибок многовато: никому бы не пришло в голову, например, заказать художнику портрет Брежнева в 1964 году, когда царило «коллективное руководство», а до нового «культа вождя» оставалось лет 10.

Но тем, кто ищет правду или глубину, напомню: литературу никто не отменял. У Солженицына, Шаламова, Гроссмана или Трифонова советская история подана, разобрана, препарирована всерьез. А сериал - всего-навсего род бульварного чтива, способ потешить нас и помочь нам скоротать дождливый вечерок.

Сергей Литвинов,

писатель и сценарист