Жизнь после «Сумерек»: кинокритик Сычев объяснил популярность вампирской тематики

Красота, бессмертие, вечная молодость, пугающая таинственность — истории о вампирах плотно укоренилась в мировой культуре, литературе, кинематографе. Вначале это было темой для ужасов, страшных сказок, которыми пугали суеверный народ и непослушных детей. Затем вампиры вернулись в новом амплуа, романтическом — сильные и красивые мужчины с сияющей кожей, которые, будучи воспитанными в другом столетии, ведут себя благородно и обходительно с девушками. Параллельно развивалась история с вампирскими боевиками, мультфильмами и множеством разнообразных жанров.

Жизнь после «Сумерек»: кинокритик Сычев объяснил популярность вампирской тематики
© Слово и Дело

Российский кинематограф не отстает от тренда, вот только истории вампиров преподносятся в ином жанре — комедийном. С большим ажиотажем был встречен сериал «Вампиры средней полосы», рассказывающий о жизни бессмертных в провинциальном городе Смоленске. На очереди комедийный проект «Отец Сергий», премьера которого состоится 27 октября.

Кинокритик Сергей Сычев в комментарии изданию «Слово и Дело» отметил, что вновь вспыхнувший интерес к вампирам — это не возвращение к прошлому. Раньше людей завораживал ужас, который сеют вампиры-монстры, а затем желание вечной молодости и бессмертия, романтического образа, который транслировали фильмы «Интервью с вампиром» и «Сумерки». Теперь же нечто иное привлекает зрителей в этих потусторонних существах, и не зря жанром для этих кинокартин выбрана именно комедия.

«Тема вампиров действительно всегда пользовалась популярностью, не только в России, но и во всем мире. Насколько я знаю, «Дракула» остается рекордсменом по количеству экранизаций, вариаций и всевозможных других идей, связанных с вампирами», — считает Сергей Сычев. — «В последнее время интерес к этой теме появился уже не в эзотерическом или эстетическом ключе, он выражается не в идее вечной любви и вечной жизни, которые волновали людей всегда. Скорее людей интересует социально-политический аспект».

Недавно вышел фильм «Кровопийцы», в котором главный герой переезжает из СССР в курортный город на берегу Балтийского моря. По приезде он обнаруживает, что местное высшее общество — вампиры, которые питаются кровью рабочего класса. По словам кинокритика, эта метафора буквально отражает чувства, которые присутствует у многих современных людей:

«Смысл в том, что в последнее время очень многие люди живут с ощущением того, что они свою кровь, свои жизненные силы кладут на алтарь неизвестно чего», — объясняет Сергей Сычев. — «Возникает чувство, что кто-то пьет из них ресурсы, питается ими, а потом использует для собственного блага — в этом же идея вампиризма. Вампир — существо, которое само по себе ничего не производит, зато пьет соки из других».

Фильм «Кровопийцы» пронизан марксистскими взглядами, именно из них произрастает такая концепция понимания вампиризма. Кинокритик считает, что идея пришлась ко двору своевременно, в ответ на мировые события произошла трансформация общественного сознания.

Другой фильм режиссера Алины Рудницкой «Кровь» тоже так или иначе отражает эту метафору вампиризма. В документальном фильме показывается, как врачи ездят к донорам и собирают кровь, взамен выплачивая людям совсем скромные суммы. Люди встают в огромные очереди от безысходности — им не на что жить, они продают свою кровь условному вампиру-государству, ради того, чтобы бороться за свою жизнь. Тема вампиризма в эстетике фильма тоже просматривается.

«Сложно судить, насколько объективно такие фильмы отражают реальное положение дел», — отмечает Сергей Сычев. — «Но зато хорошо описывают внутренние ощущения людей, эпоху, когда кто-то посторонний за счет их ресурсов живет гораздо лучше и дольше, чем мог бы. Поэтому и возникают все новые и новые произведения на этот счет».

Если проводить такую параллель в сериале «Вампиры средней полосы», становится ясно, какой элемент сюжета в нем наиболее комичен: вампиры, которые должны относиться к людям потребительски, вовсе не паразитируют, а стремятся улучшить их жизнь. В то время как администрация города, в котором они живут столетиями, гораздо прохладнее относится к жизни обыкновенных граждан и даже способна управлять, манипулировать, давить на самих вампиров.

Вот такой мрачный предлог для очередной волны популярности вампирской темы в мировой культуре. Хотелось бы вернуться на один виток развития этой темы назад, к мыслям о вечной любви и радости от проживания каждого мгновения вечности.

Это интересно: Насколько хорошо жили русские классики, которые писали о мрачной России