Александр Кудренко. Найти героя нашего времени сегодня очень сложно
Это первая работа актера Александра Кудренко в качестве режиссера. Он же автор сценария и исполнитель главной роли. На создание картины совместно с еще одним режиссером Евгением Гордюхиным ушло почти 3 года. В фильме показана история сорокалетнего артиста, который после тяжёлого развода остро переживает кризис среднего возраста и пытается забыться с помощью работы. В свой театральный кружок он набирает новичков и через неожиданные прочтения произведений Чехова учит их вживаться в роли и испытывать новые, порой жуткие эмоции. В результате главный герой едва не погибает от руки собственного воспитанника. Неожиданно приходит облегчение… Герой понимает, что оказывается существуют проблемы и покруче, чем уходящая жена. Режиссер и исполнитель главной роли Александр Кудренко отвечает на вопросы, о чем его фильм. - Александр, а вам не кажется, что сюжетов на тему разводящихся пар снято уже достаточно много… Картинами «Полеты во сне и наяву» и «Осенний марафон» сказано на это тему не мало, и что теперь после этого уже ничего не снимать? Не согласен. У каждого режиссера своя история, и мой взгляд на разрушающие взаимоотношения между мужчиной и женщиной, рассказаны совершенно под другим углом. - Ваш главный герой в фильме все время ищет боль, то вены себе вскроет, то с кем-нибудь подерется в парке. Почему? Подраться в парке и получить в морду, разве это боль? Когда болит душа и не проходит - вот это настоящая боль. Мой герой стал одиноким человеком и поэтому на протяжении всего фильма пытался перекрыть боль душевную, болью физической. Он старается ни о чем не думать, ищет любые способы заглушить свою тоску. И как мы видим в этой истории - загасить боль и тоску оказалось очень сложно, а иногда невозможно. Чтобы отвлечься герой пошел преподавать молодым ребятам, если можно так выразиться полез «грязными руками» в души молодых людей. А у него у самого душа болит. Его бросила жена. Нет бы, ему бороться за свою любовь, за свои отношения. Вместо этого он следит за ней. Вены себе режет… Глупо, но он такой… - Из этой истории понятно, что герой отпраздновал сорокалетие, но по-прежнему остался инфантильным. Мне кажется, что он и в пятьдесят лет останется таким же. Вы так не думаете? Думаю, что нет, иначе мы бы не снимали кино. В данный момент он умышленно остается мальчиком и будет прикрываться театром и своими ролями. Но повзрослеть ему все равно придется. В процессе беседы я постараюсь вам объяснить. Это серьезный вопрос. - А вам не кажется, что подобные «не повзрослевшие мальчики» очень опасны? Они приходят в политику и начинаются у нас в стране дурацкие законы? Во-первых, если быть откровенным, то сегодня в политику не приходят. Современные политики не проходят этап взросление, не борются за свои убеждения и позиции, и в целом не понимают, что нужно сделать для народа. Их просто назначают сверху. И мой герой категорически не пойдет в политику. - Получается ваш молодой человек - это герой нашего времени? Скорее не соглашусь. Это не герой нашего времени и найти героя нашего времени сегодня очень сложно. Почему легендарный фильм «Брат» так выстрелил, попал в точку, и Данила Багров стал героем нашего времени. Потому что в то время все жили одинаково бедно, все были растерянны, не понимали, как жить дальше. Сейчас время другое, общество серьезно расслоилось, появились очень богатые и очень бедные. Наш герой актер-удачник, который снимается в сериалах. Он востребованный актер, у него много главных ролей, и человек он вполне обеспеченный. Но к сожалению, он не чувствует этот кайф. Ушла радость. Поэтому отвечаю на вопрос: повзрослеет он или нет, то конечно повзрослеет, но он будет оттягивать этот момент. Сейчас он чувствует себя инфантилом потому что ушло желание играть как маленький ребенок и личность его не развивается.Никто от этого не застрахован и зачастую взрослые, сорокалетние теряют внутреннего ребенка. Наш герой не тянет на героя нашего времени и на него не хочется быть похожим как на Данилу. Но наш персонаж умнее, он успешно преподает в институте, кстати это моя личная методика, которая показана в фильме. Я доцент кафедры актерского мастерства СПбГИКиТ и та методика, которая показана в фильме разработана мною за многие годы преподавания. - В фильм попали кадры митинга. Они реальные? Да, мы сняли этот эпизод во время митинга и концепция оказалась весьма кстати. Пришла мысль показать идею, что на самом деле мир вокруг бурлит, кто-то протестует, а герой не понимает кто, за что митингует. Его трагедия сугубо личная, внутренняя. - Эпизоды из пьесы Чехова отлично сыграли молодые ребята, у них очень хорошие думающие лица. Это настоящие актеры или массовка? Это и актеры, и просто обычные люди. Михаил Шеломенцев и Лидия Марковская - это актеры моей студии, потрясающие тонкие питерские личности. Я преподаю у них на курсах, это мои ученики. Я настолько влюбил благодаря фильму Лидию Марковскую в Нину Заречную что, когда в театре ставили «Чайку» и не определили ее на роль, а дали роль Маши, она ужасно расстроилась. Очень хотела играть Нину Заречную. - Почему все-таки такой странный финал - ученик пырнул своего учителя ножом? Это случай из реальной жизни? Нет в реальной жизни такого к счастью не было. Попытаюсь объяснить финал - со своими студентами мы часто обсуждает тему, что такое театр. Дело не в предмете, а во взгляде на предмет. Если этим глубоко и подробно заниматься, то оказывается, что многие хотят не только избавится от комплексов, а скорее поделиться своей болью. И когда репетируешь Чехова или играешь Достоевского, или работаешь над Шекспиром нужно втягивать себя в этот образ. Волей или неволей вспоминать и думать, а как бы это было у меня? Если отстранится, то можно увидеть, как один человек провоцирует другого, чтобы у него что-то заболело. А тот, что у него заболело передал зрителю, чтобы зритель его пожалел. То есть люди собираются и делают друг другу больно, и получают от этого катарсис. А если не больно, то человек ничего не чувствует и говорит: «В меня не попало». А надо, чтобы попало… Мой герой, как педагог провоцирует своего ученика, чтобы в него тоже «попало». А оказалось, что его ученик, современный аутист, которых сейчас много в нашем обществе. Они по большому счету не испытывают никаких чувств, никакой эмпатии ни к кому. Они умело имитируют, все что от них требуется. Если надо смеяться, смеются, если надо сочувствовать, изобразят сочувствие. Но в душе у них тишина и пусто. Аутист понимает, что с ним что-то не то, но сделать ничего не может. Он бьет своего учителя ножом и спокойно уходит. У него нет ни страха, ни сострадания. Молодые ребята сейчас такие… Не все конечно. Остальные инфантилы… - Как же быть в таком случае? До аутистов, наверное, достучаться невозможно, но инфантилы все-таки не безнадежны. Как можно помочь, дайте совет? Как я уже сказал преподаю в институте и вижу, что сегодня поколение совсем другое чем мы. Они как бы с краю с телефончиком, и весь вид их демонстрирует: «Нас ничего не волнует…» Это отстраненные хипстеры, они весело одеты в коротенькие штанишки и кепочки. Девиз такой: «Мы не хотим переделывать страну и за что-то воевать. Мы очень прикольные, нам хорошо, не трогайте нас» Если говорить об этом поколении, то они очень поздно взрослеют. Они все семейные, любят своих пап и мам, бабушек и дедушек. Как правило это не конфликтные и не агрессивные ребята. Они живут с родителями и не видят в этом ничего плохого. Это действительно не плохо, но это полностью освобождает от ответственности. Взрослеют самое ранее к тридцати годам, тогда приходит ответственность, но уже бывает поздно. Когда я был в возрасте этих молодых людей тогда развалился Советский Союз, рухнул гигант. И выбираясь из-под обломков тоталитарной империи, мы наивно поверили, что можем что-то поменять. Сегодня молодому поколению не понятно, кто был Ленин, кто был Сталин и отчего все так радовались, когда развалилась огромная страна. А большинство сограждан верило, что все в их руках, и что можно кардинально поменять судьбу. Это был такой свежий глоток свободы и огромная иллюзия. У современных ребят иллюзий нет. И поэтому они не хотят никуда вмешиваться. Они сидят в своих телефонах и им нужно только, чтобы их оставили в покое. И они не хотят ни за кого отвечать. Поэтому хочется им посоветовать, чтобы они становились ответственными за свою жизнь. Не обязательно брать ответственность за страну, за свое поколение, для начала пусть возьмут хотя бы за себя. Достаточно этого, а все остальное придет.