Ташкентский соловей Батыр Закиров
Именно таким образом гастрольный спектакль показал русскому зрителю, московской публике настоящие сокровища музыкальной жизни своего региона, ассимилировавшие восточный фольклор в современные эстрадные течения. И, прежде всего, это результат огромного влияния творчества Батыра Закирова, оставившего глубокий след в искусстве Среднего Востока. Фото: Елена Лапина Автор пьесы - Наталья Салихова. Идея спектакля - созданное фантазией интервью, интервью сквозь года, которое берёт молодая журналистка (Диана Шерезданова) у легендарного певца, поэта, художника, артиста Батыра Закирова (Засл. артист Узбекистана Суръат Артыков), которому исполнилось бы в 2020-м году 85 лет. Музыкальные номера, которыми изобилует спектакль, поставлены на музыку Батыра Закирова, Фарруха Закирова, Шарифа Рамазанова, Энмарка Салихова. Еще один аспект выбора ташкентцами концерта-посвящения артисту, жившему и работавшему в Советском Союзе, неоднократно гастролировавшему в Москве - это попытка прикоснуться к нашему общему прошлому, тому, что и ныне всё ещё связывает узбеков и русских крепкой нитью памяти. Это отсыл к достижениям советской культуры, осколки которой по-прежнему сверкают на наших эстрадах. Первым музыкальным номером, как подтверждение этому и как низкий поклон в сторону москвичей, прозвучала известнейшая песня о Москве из кинофильма "Свинарка и пастух" на музыку Т. Хренникова, слова В. Гусева. Фото: Елена Лапина "В 1957 году созданный мной первый в Узбекистане эстрадный молодежный ансамбль "Юность" приехал на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в столицу СССР," - рассказывал со сцены Центра Оперного пения Г. Вишневской Закиров, отвечая по сценарию на вопросы журналистки, - "Там впервые прозвучало Арабское танго на арабском языке, которое песне и мне принесло большую известность во всем Советском Союзе." После рассказа Суръат Артыков в образе араба, в белых одеждах проникновенно спел эту композицию под оригинальным названием "О светоч грёз моих", в средней части которой импровизировал мугамное пение-молитву. Фото: Елена Лапина Многогранность таланта Батыра Закирова проявлялась во многих областях его разнообразной деятельности. Он писал стихи, детские сказки, переводил на узбекский язык Евгения Шварца и Антуана де Сент-Экзюпери. А пел он всегда на языке оригинала: азербайджанский, иранский, афганский, турецкий, индийский, греческий, итальянский, испанский, французский и, конечно, русский. Еще он был неплохим художником, драматическим артистом, игравшим в кино. Фото: Елена Лапина Главная причина, по которой узбекские артисты привезли нам этот спектакль-концерт - огромная гордость за своего соотечественника, так много сделавшего для развития музыкальной культуры своего народа, давшего небывалый трамплин узбекским исполнителям сегодняшнего дня. Желание напомнить нам о нем, о его короткой, но яркой жизни заставило создателей и участников "Интервью с легендой" с большой любовью воссоздать все детали творческого портрета и человеческого облика Ташкентского соловья Батыра Закирова. Пускай лёгкая наивность присутствовала в разворачивавшемся на сцене музыкальном действе, но она компенсировалась искренностью и душевным жаром артистов. А восточный колорит и блеск костюмов придавал масштабности камерно-интимному жанру повествования. Художник по костюмам Лола Новкович сразила публику женскими одеяниями солисток балета в финальных номерах. Владимир Спектр. Фото: Елена Лапина Правда публика давно уже была готова почувствовать себя сражённой восточными изысками. О разогреве чувств и правильном настрое зрителя артисты Театра Узбекистана позаботились заранее. Перед началом в фойе Центра Оперного Пения Г. Вишневской перед гостями вечера были разыграны национальные обряды, забавы и шуточные поединки в узбекских традициях. Артисты вовлекали в представление зрителей, щедро раздаривая сувениры на память: тюбетейки, платки, кукол в традиционных костюмах, керамические блюда и... Наманганские яблоки уже во время концерта, когда звучала одноимённая песня. Закировы - это большая артистическая династия. Отец Батыра Карим Закиров - оперный певец, мать Шоиста Саидова - певица, исполнительница народных песен, сестра Луиза - певица, брат Фаррух - руководитель ансамбля "Ялла". В концерте прозвучали популярные песни из репертуара "Яллы", с которой также выступал Батыр. Приятным сюрпризом по окончании концерта стало приветствие артистами режиссера, драматурга, музыкального и театрального критика Григория Владимировича Спектора, присутствовавшего в зале. Сам легенда театрального мира когда-то он стоял у истоков Театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. В далёком 1972 году он приехал в Ташкент с выпускниками Московского музыкального училища им. Гнесиных, чтобы открыть новый театр. Мэтр вновь окунулся в свою творческую молодость и порадовался за театр, живой и цветущий, развивающийся, ищущий, привлекающий зрительские сердца.