В чем феномен популярности интеллектуальных викторин?

Интеллектуальные игры были популярны в том или ином виде всегда. Страсть к состязанию и желание покрасоваться своими талантами – это вообще спутники человечества с момента, как первая обезьяна взяла в руки палку. И если спортивные состязания доступны далеко не всем, да и порой бывают травмоопасными, то битва умов – простейший способ выяснить, кто всех главнее и умнее.

В чем феномен популярности интеллектуальных викторин?
© Мир24

Развитие интеллектуальных игр сквозь века вполне можно изучать как отдельную историческую дисциплину. От простейших развлечений, которые сейчас можно зафиксировать разве что на наскальных рисунках, до шахмат, го и маджонга. От нард до совсем недавнего развлечения – кубика Рубика. И, наконец, к самому свежему, но от того не менее популярному жанру – телевикторинам.

Так почему же нам так нравится смотреть, как другие люди зарабатывают деньги своими знаниями в самых разных темах? «МИР 24» постарался найти ответ на этот вопрос в истории и современной психологии.

Смотрите новые выпуски шоу «Слабое звено» с понедельника по четверг в 20:10 и в пятницу в 19:15.

Откуда есть пошли викторины?

На самом деле первая интеллектуальная игра под названием «викторина» появилась лишь в 1928 году, причем в Советском Союзе. Этот факт известен довольно мало, ведь слово «викторина» звучит так естественно, будто бы оно прошло с нами как минимум несколько веков от древних греков. В действительности же оно никак не связано с «победой», а названа в честь девушки. Балерина Викторина Кригер дала название всему широкому жанру.

Все дело в том, что в 1928 году шарады, ребусы и прочие кроссворды размещались в журнале «Огонек» вообще без всякого названия. Журналисты долго думали, как назвать рубрику, пока писатель Михаил Кольцов не решился выкрикнуть имя своей возлюбленной: «Викторина!». Слово оказалось невероятно удачным и понравилось всей редколлегии. На том и остановились.

Правда, перевести викторины из журналов в более медийно выгодный формат первыми додумались все же в США. Там еще в начале века существовали радиоигры. Ведущий зачитывал вопросы для каждого приемника страны, а тысячи (если не миллионы!) американцев пытались дозвониться в студию, чтобы выиграть неплохие деньги, передать приветы, а главное – назвать на всю Америку свое имя и показать свои интеллектуальные способности.

С приходом в 1950-х годах массового телевидения сверхуспешный формат, конечно же, переехал и на домашние экраны. Викторины всегда шли в прайм-тайм, и на этот раз дозваниваться в студию было не нужно. Умников и умниц заранее приглашали, наряжали и пудрили. В это время рейтинги у телеигр были на сумасшедшем уровне: их смотрели больше трети всех жителей Америки. Конечно, в такой ситуации ставки для участников существенно возрастали. Зачастую победители становились звездами если не национального масштаба, то как минимум в своем городе. Опозориться, естественно, можно было с той же легкостью.

Важным параметром успеха телевикторин было то, что доверие к организаторам было близко к абсолютному. В те годы никто даже и подумать не мог, что люди из телевизора могут обманывать. Слишком уж подкупала реалистичность картинки. Ни у кого не возникало сомнений в том, что в каждой викторине играют реальные сограждане, которые могут знать ответы на самые сложные вопросы, а могут и ошибаться.

Правда, такое абсолютное доверие телезрителей совершенно не оправдали сами авторы передач. Журналисты разоблачили огромную империю подставных игр, в которых сами составители вопросов и продюсеры буквально разыгрывали огромные спонсорские деньги между собой. Завершилось все несколькими судебными процессами и разбирательством, которое дошло до Конгресса. Там законодатели решили ограничить организаторов телевикторин. С конца 1950-х им официально запретили каким-либо образом вмешиваться в результаты игр.

Мошеннические схемы как нарывы вскрывались буквально в каждой популярной передаче тех лет. Это свело на нет народную любовь. Никто больше даже не пытался делать телевикторины на протяжении следующих 15 лет, пока в 1970-х Jeopardy! и Wheel of Fortune не смогли вновь взлететь на верхушки рейтингов. С тех пор телевикторины – уже честные – так и остаются стабильно популярными, а продюсеры изобретают все новые форматы.

А что в России?

Может быть, для более молодых читателей будет неожиданностью то, что в Советском Союзе тоже были телеигры. Но – социализм же – совершенно без денежных призов. За деньгами – в «Спортлото». А знаниями и находчивостью можно было заработать разве что почет и уважение.

Все началось в тех же 1950-х, с «Вечера веселых вопросов», где зрители могли получить разные призы за выполнение порой довольно странных заданий. Историю про закрытие программы, ошибку Никиты Богословского и газету за 31 декабря в очередной раз пересказывать не будем. О всех интригах вокруг прообраза КВН можно прочитать здесь.

ФОТО: ТАСС

В 1970-х формат телеигр все-таки полноценно доехал до СССР. В первую очередь советские телевикторины связывают с «Что? Где? Когда?». Легендарная передача, полностью придуманная и воплощенная Владимиром Ворошиловым, совершенно не хотела отпускать зрителей от экранов. Довольно быстро установился формат «телезрители против знатоков». Но феномен в том, что сами телезрители болели не за своих коллег по дивану перед приемником, а за знатоков! Все дело в том, что люди на экране всегда выглядели харизматично и живо, они играли азартно, радовались своим победам на последней секунде, горевали от поражений на легких вопросах в решающий момент. Азарт переносился на зрителя, вот и невозможно было не болеть за этих талантливых молодых людей. В 1980-е у всех советских граждан был свой любимчик из «Что? Где? Когда?». В каком-то смысле это даже походило на игровой вид спорта, в котором у каждого есть любимый клуб и игрок. Ну а самым желанным было попасть на съемки игры, или даже сесть за стол и попробовать ответить на пару заковыристых вопросов. Все-таки на телевидении тяжело найти что-то более приятное, чем то чувство, когда ты – обычный зритель – можешь ответить на вопрос, который не взял Александр Друзь.

ФОТО: Наталья Нечаева/ТАСС

Впрочем, российский бум телевикторин, которому предшествовала передача Ворошилова, пришелся уже на 1990-е. Тогда на приватизированные каналы начали массово закупать западные игровые форматы. Появились десятки известных до сих пор передач. Например, «Слабое звено», которое построено на британской франшизе. Это одна из самых популярных телевизионных игр, однако в нулевые она пропала с экранов. Но в 2020 году телеканал «Мир» решил сделать подарок своим зрителям и снять еще один сезон легендарного шоу. В ведущих – все та же Мария Киселева с ее всепрожигающим взглядом. В общем, будет интересно. Премьера намечена на февраль. А если вы хотите сами поучаствовать в передаче – то переходите по ссылке.

Как телевикторинам удается оставаться популярными столь долго?

Различные телевизионные игры, хоть и серьезно различаются по форматам, все же сохраняют в своей основе несколько базовых принципов. Это соревновательность, это доступность, это баланс между легкими и сложными вопросами и харизма ведущих и постоянных участников.

Фактически, телевикторины – это те же спортивные соревнования, только для которых не нужно было всю жизнь качать мышцы или учиться не глядя принимать мяч на ногу. В большинстве передач играют обычные люди. За них хочется болеть, хочется, чтобы они показали все свои таланты и смогли увезти большие денежные суммы домой. А главное, что и зритель легко может оказаться на месте игроков.

Конечно, зачастую для увеличения рейтингов авторам некоторых телевикторин приходится приглашать в игру различных звезд шоу-бизнеса, но все же гораздо больше зрителям нравится, когда испытать свои знания может любой человек, прошедший отбор. На этом же принципе будет строиться новый сезон шоу «Слабое звено». Попытаться ответить на каверзные вопросы и заполнить анкету для участия в передаче можно здесь.