Войти в почту

Селин Сьямма о "Маленькой маме": я торопилась рассказать историю о горе и прощании

В этот четверг компания "Артхаус" выпускает в прокат фильм "Маленькая мама" одного из самых важных французских режиссеров современности — Селин Сьямма. Широкую известность Сьямма обрела после премьеры картины "Портрет девушки в огне", который получил целый ряд наград международных фестивалей и премий, в том числе награду за лучший сценарий Каннского фестиваля и номинацию на "Золотой глобус".

Селин Сьямма о "Маленькой маме": я торопилась рассказать историю о горе и прощании
© ТАСС

Премьера "Маленькой мамы" прошла на Берлинале в марте этого года. Картина рассказывает о девочке Нелли, которая помогает маме Марион разбирать вещи после смерти бабушки. Нелли пытается поговорить с мамой, расспросить у той подробности о ее детстве, чувствах и страхах, но Марион скупа на детали, а в какой-то момент и вовсе исчезает. В лесу Нелли встречает маленькую девочку, ей восемь лет, и ее зовут Марион. Она приглашает Нелли в гости в дом, который выглядит в точности как дом ее матери. В интервью ТАСС Сьямма рассказала, как у нее возникла такая необычная идея для фильма, почему пандемия сделала его еще более актуальным, и поделилась своими впечатлениями от борьбы за "Золотой глобус".

— Когда вы представляли ваш предыдущий фильм "Портрет девушки в огне", вы говорили, что больше не хотите снимать истории про детей и подростков, как делали раньше, и этим проектом открываете новую главу в вашем творчестве. И вот вы снова вернулись к детям. Почему вас так привлекает их мир?

— На самом деле эта история возникла в моей голове, когда я писала "Портрет девушки в огне". Меня очень привлекла эта идея. У меня впервые в жизни было так, что я придумала сразу два фильма, и они соревновались в моей голове. "Маленькая мама" — скромный, простой проект. Он меня успокаивал и согревал, в то время как "Портрет девушки в огне" был очень тяжелым проектом. Я обдумывала сценарий "Маленькой мамы" около пяти лет перед тем, как села его писать, и закончила уже после съемок "Портрета", совсем незадолго до того, как началась пандемия. Так что я просто последовала своему желанию рассказать эту историю. И на самом деле успех "Портрета девушки в огне" и резонанс, который он вызвал, сильно довлели надо мной. Тогда я подумала, что стоит сделать что-то совсем другое, чего никто не ожидает.

— И при этом вы так быстро работаете. Где-то в ноябре прошлого года было объявлено, что вы делаете новый фильм, а в марте этого года его уже показывали на Берлинале. Как вам удается держать такой темп?

— На самом деле проект для меня был очень простой и легкий. Я хотела, чтобы он был именно таким. И стоит учитывать тот факт, что, когда главных героев в вашем фильме играют дети, его просто необходимо сделать компактным и увлекательным. Более того, проект идеально вписывался в новые ковидные нормы. Мы делали его в студии, в нем было мало персонажей, практически никакого физического взаимодействия между актерами. Картина была задумана так, чтобы она стала приятным и безопасным пространством для детей, для их работы. У нас в итоге получился такой своеобразный приют для всех, защищающий нас от внешнего мира.

Для меня это был очень легкий проект, он как-то получился сам собой и ощущался совсем по-другому, приобрел новые значения из-за пандемии. Например, первая сцена в фильме, где героиня прощается со всеми постояльцами дома престарелых, прекрасно отразила то, через что мы все проходили в тот момент. И это тоже отчасти, почему я завершила проект так быстро.

— Как вы развивали эту идею? Вы хотели ответить на какой-то личный вопрос или вас вдохновляли отношения детей и родителей в целом?

— Я думаю, изначально у меня была такая совсем простая сцена, в которой две восьмилетние девочки строят дом на дереве. Это очень миролюбивая картинка, но одна из них мать, а другая — дочь. И вдруг эта очень миролюбивая картинка становится тревожной. Вот так возникла идея. Когда она возникла, мне казалось, что она принадлежит какой-то древней, может, матриархальной мифологии. Я подумала, что это не моя история, это история каждого и ее можно рассказать совершенно по-разному. И я, конечно, расскажу ее по-своему, поставив в центр свой личный вопрос.

Моим личным вопросом был: "Если бы я в детстве встретила свою маленькую маму, она была бы мне сестрой?" Эта идея получила воплощение в подборе актеров — на главные роли мы взяли двух сестер. Я постаралась оформить свой личный вопрос как мифическую историю, но при этом я специально не детализировала ее, чтобы зритель смог ассоциировать себя с тем, что происходит на экране. И я получаю совершенно разные реакции, потому что у всех разные отношения со своими родителями.

— А как там появилась история с путешествием во времени? Вы применили свой традиционный обманный прием — это вроде как фантастика, но на самом деле драма.

— Мне хотелось, чтобы фильм был понятен детям всех возрастов и при этом чтобы у зрителя было ощущение, что это о нем. Поэтому я придумала прием с путешествием во времени. Я не думала о жанре как таковом. Путешествие для меня означало не возможность побывать в каком-то другом времени, а возможность разделить это время с кем-то. Поэтому это путешествие во времени в общем настоящем. Это очень личное путешествие во времени. Поэтому весь процесс был описан очень просто — в фильме нет никакой машины времени, сам фильм и есть машина времени. Буквально, магия заключалась в монтаже, с помощью которого мы соединили время и пространство.

— "Маленькая мама" была одним из возможных кандидатов от Франции на премию "Оскар". Как вы в целом относитесь к премиям и считаете ли, что они необходимы для продвижения фильма?

— Я думаю, некоторым фильмам это нужно, некоторым нет. "Портрет девушки в огне" был номинирован на "Золотой глобус". Судя по моему опыту, это ужасно выматывает, это очень большая работа, но мне понравилось в этом участвовать. Конечно, это тяжелая ответственность и при этом уникальная возможность рассказать про свой фильм, поэтому подобная шумиха имеет свои последствия. И еще это очень-очень весело!

Подробнее о творчестве Селин Сьямма можно почитать в проекте ТАСС "Смена перспективы".

Беседовала Тома Ходова