Юный гений покорил курскую публику
В исполнении юного дарования прозвучали сочинения Шуберта, Метнера, Рахманинова. Сейчас молодой человек учится в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. А всемирную известность он обрёл в 12 лет, когда выиграл Международный конкурс молодых музыкантов имени П.И. Чайковского. Когда Александру было 14 лет, ему рукоплескала публика в театре Ла Скала. Сегодня эксперты называют Малофеева надеждой музыкальной России, представителем искусства нового тысячелетия и последним представителем русской фортепианной школы. Александр Малофеев – лауреат и обладатель престижных премий: I премии и золотой медали VIII Международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского, Гран-при I Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition. Также он является победителем и лауреатом ряда международных музыкальных фестивалей и конкурсов в России, Австрии, Сербии, Казахстане, Испании. Сыграл с Гергиевым в Ла Скала Одним из самых ярких своих концертов музыкант считает финал конкурса в Астане. – Мне было 11 лет, – делится Александр. – Я впервые играл концерт Грига целиком. Это больше чем полчаса музыки. Мощь, которую я ощутил вокруг, захватила меня. Захотелось повторять это ещё и ещё. Эти воспоминания – навсегда. Они помогают пережить все трудности. – Александр, расскажите о вашем выступлении в Ла Скала с Валерием Гергиевым. – В 12 лет я окончил музыкальную школу имени Н.П. Осипова и учился в Гнесинке. Нам позвонили из Мариинского театра и предложили сыграть концерт Сен-Санса. Для меня это был шок! Скорости, на которых работает маэстро Гергиев, передаются солисту. Это выступление – одна из важнейших вех в моей жизни. Именно тогда я принял решение стать музыкантом. – Вы выступали в Китае вместе с оркестром Люцернского фестиваля под управлением Рикардо Шайи. Маэстро назвал вас отличным интерпретатором Третьего концерта Рахманинова, который является сложным произведением для многих пианистов мира. – Да, Третий концерт для фортепиано с оркестром – одно из самых трудных произведений. На это влияет и то, что есть легендарная запись исполнения самого Сергея Васильевича. Мне кажется, рано говорить, что я чего-то достиг в этом концерте. Наоборот, здесь я вижу для себя задачи как минимум на ближайшие 30-40 лет. Этот концерт – одна из бездонных сокровищниц, в которых можно всю жизнь находить новые бриллианты, и, может быть, лучшее исполнение придётся на последние годы жизни. Музыка – это единственное, чем я занимаюсь, живу, дышу. Это уникальный мир, который можно познавать бесконечно. Я просто иду к инструменту и провожу там всё время, что у меня есть. – У вас напряжённый гастрольный график? Отдохнуть удаётся? – Недавно вернулся из США. Это мой американский дебют, зимой, я надеюсь, будет британский, весной – канадский. Я рад, что открылись залы, открываются, пусть и очень медленно, страны. Отдыхая, я слушаю записи, читаю, смотрю фильмы. Но времени не так много, поэтому в основном я занимаюсь всем этим в дороге. Мне нравится такая жизнь! Перед музыкой все равны – Вы выступаете в разных странах, в разных залах. Везде ли одинаковая степень ответственности перед публикой? – Очень большая степень ответственности перед композиторами. Соответствовать им крайне сложно! Для меня концерт – это возможность уйти в какой-то волшебный, мистический мир. Я благодарен публике, поддерживающей эту атмосферу. Перед музыкой мы все равны. Музыка творит чудеса, и она вне времени, вне национальностей. Произведения композиторов, которые жили сотни лет назад, как и прежде, собирают полные залы. – Как вам курский инструмент – рояль Steinway? – Он очень хорош. В зале Курской государственной филармонии я уже в третий раз. Я играл здесь с вашим замечательным симфоническим оркестром, с дирижёром Игорем Сукачёвым. Это было замечательно. Концерт с оркестром – это всегда праздник, всегда «повышенная температура». Я рад вернуться! В этот раз Александр Малофеев снова покорил зрителей. Долго не смолкали овации. Музыкант сыграл на бис третью часть Седьмой сонаты Прокофьева, Canzona Serenata Метнера из цикла «Забытые мотивы» и «Трепак» из балета «Щелкунчик». Зрители не хотели отпускать юного пианиста. Елена ГАМОВА Фото Людмилы МАЛОФЕЕВОЙ