Марина Аброшина, креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, окончила НИУ ВШЭ по специальности «Медиакоммуникации»
Несмотря на то что онлайн-кинотеатры достойно отвоевывают себе зрителя, «живой» просмотр кино остается актуальным. В особенности современная публика ценит старые аутентичные здания, которые не только позволяют зрителю прикоснуться к истории, но и создают неповторимые уют и магию просмотра. Отдельного уважения заслуживают те, кто пытается сохранить эти постройки и восстановить их первозданный вид.
В конце 2020 года завершилась реставрация старейшего кинотеатра Москвы — «Художественного», который был построен больше ста лет назад, в 1909 году. Изначально здание возводилось по проекту архитектора Николая Благовещенского, а в 1912 году его перестраивал знаменитый Федор Шехтель. Будучи первым экраном страны, «Художественный», бесспорно, считается памятником культуры, здесь проходили премьеры многих легендарных советских фильмов.
Например, в 1926 году зрители смотрели в этом кинотеатре «Броненосец “Потемкин”» Сергея Эйзенштейна, фильм, который вдохновил многих известных режиссеров, включая Мартина Скорсезе. Кроме того, именно в «Художественном» впервые в России показывали цветные кинокартины. Кинотеатр посещали великие деятели искусства, политики и иностранцы. Поэтому при реставрации сотрудники ведущих мировых бюро постарались сохранить уникальную атмосферу здания, его декор восстанавливали по архивным чертежам и фотографиям.
Еще один яркий пример — самый старый кинотеатр Северной столицы «Аврора»: он открылся в Санкт-Петербурге в 1913 году и изначально назывался «Пикадилли». Зал на 800 мест называли одним из самых больших в Европе, здесь бывали многие известные люди.
В эпоху немого кино тапером в «Авроре» работал юный Дмитрий Шостакович, а некоторые показы сопровождали целые симфонические оркестры. Позже «Аврора» стала одним из первых кинотеатров, оснащенных первоклассной для того времени звуковой техникой.
Удивительно, но во время Великой Отечественной войны кинотеатр продолжал функционировать даже несмотря на обстрелы: если звучал сигнал воздушной тревоги, сеанс прерывали, зрителей переводили в бомбоубежище, однако после отбоя тревоги люди возвращались в зал и досматривали фильм. Еще более поразителен тот факт, что в блокаду кинотеатр не функционировал только при отсутствии электричества — меньше года.
В этот трагичный период репертуар «Авторы», как и многих других кинотеатров в СССР, составляли киноленты о войне и антифашистской тематики. Первым полнометражным фильмом, который зрителям показали после блокады, стал «Разгром немецких войск под Москвой».
Достойные старые кинотеатры в России не ограничиваются двумя столицами — например, в Воронеже существует культовый «Спартак» с не менее богатой историей. Построенный в 1913 году по инициативе нескольких меценатов, изначально он назывался «Ампир». Пышное имя соответствовало выбранным архитектурным решениям здания: колонны, лепнина, роскошные интерьеры.
Преимущество кинотеатра было в том, что он предоставлял гостям дополнительный досуг: в здании был гардероб, буфет, ресторан и даже комната для курения. Это место считалось главным развлекательным центром в Воронеже довоенного времени. Во время войны здание кинотеатра сильно пострадало при обстрелах и частично было разрушено. Однако это не помешало киноманам — после освобождения Воронежа фильмы показывали в фойе.
Когда война кончилась, главный архитектор Николай Троицкий предложил организовать конкурс на восстановление знакового объекта. Проект выиграл Николай Неведров, и уже в 1952 году кинотеатр снова открылся для зрителей, но уже с другим названием — «Спартак». Несмотря на старание дизайнеров и строителей, «Спартаку» не везло, в последующие годы он с трудом выживал: чтобы не закрывать кинотеатр, часть помещений пришлось сдавать в аренду.
Но спустя 50 лет, в 2002 году, в «Спартак» вдохнули новую жизнь: благодаря инвестициям был разработан современный проект здания, увеличено количество залов, открыты боулинг-клуб, несколько кафе и ресторан. Так «Спартаку» удалось вернуть былую славу и масштаб, а главное — заслужить почетное звание одного из лучших кинотеатров России.
Безусловно, список старых российских кинотеатров значительно больше, в основном они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. К сожалению, сетевые кинотеатры сегодня одерживают победу над отдельно стоящими гордыми «воинами». Однако именно здесь творится история: старые кинотеатры посещают и будут посещать известные культурные деятели, и на их фасадах будут отпечатаны вехи истории.
Зрители считают эти места памятными. Как сказал один главных героев фильма «Молодость» Паоло Соррентино, «эмоции — это все, что у нас есть». Мне верится, что в этом вопросе онлайн-кинотеатры не смогут конкурировать с дорогими сердцу местами.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора