«Я тебя никогда не забуду»: 40 лет рок-опере «Юнона и Авось»
Сегодня – 40 лет с момента официальной премьеры рок-оперы «Юнона и Авось» на сцене Ленкома. Спектакль Марка Захарова почти сразу стал визитной карточкой театра. В чем уникальность постановки, разбиралась корреспондент телеканала «МИР 24» Надежда Базюкевич.
«Готов я возглавить первое путешествие россиян с помощью Божьей».
Захаров, Вознесенский, Рыбников, Васильев, Караченцев... В 1981-м эти пятеро смелых совершили своего рода театральную революцию. Мало того, что поставили на сцене Ленкома рок-оперу, так еще и вплели в нее строки православных молитв. Об этой советской премьере писали американские и европейские газеты.
«Когда на мне остановился взгляд Казанской Божьей матери...».
«Это совершенно другая музыка, церковные песнопения. Раньше это было запрещено ведь в театре. Я вот уже 40 лет пою. Сегодня будет 1753-й спектакль. Я не пропустил ни одного, сам удивляюсь. Нет, не надоедает», – рассказал заслуженный артист РФ Александр Садо.
Дмитрий Певцов рассказывает: «Юнона и Авось» – единственная постановка, перед выходом на сцену в которой он волнуется. Народный артист исполняет роль Резанова. И после спектакля он часто обсуждает смыслы и идеи рок-оперы с молодыми актерами.
«Репертуарный театр – это такое нудное производство, конвейер. Играешь, играешь десятилетиями. И здесь важно не устать внутренне. И не перестать любить. И понимать, в чем ты участвуешь. Отчасти в этом есть такая наша русская история. Отчасти русская идея – сам сгорая, освещай другим. Он о русском духе», – сказал Дмитрий Певцов.
«Вместо флейты подымем флягу, чтоб веселей жилось».
У нового поколения артистов свои задачи и свои вопросы. С одной стороны, им нужно в точности повторить схемы, которые создали великие артисты. С другой, привнести в постановку свою собственную энергию. Молодые люди заранее знают: зрители будут сравнивать. А легко ли вынести такое сравнение – скажем, с Абдуловым.
Кстати, Александр Гавриилович играл в спектакле сразу четыре роли. Сейчас все эти образы на сцене исполняет Алексей Кокорин. Один из героев – Фернандо, жених Кончитты.
«Влюбленный юноша. Это страсть, которая сталкивается с не меньшей страстью русского графа. И, честно говоря, я одну вещь никак не могу понять. История-то несправедливая. Он взял, приехал и увел у честного парня его невесту. Но он герой в итоге, она – героиня. А честный парень остается без всего», – рассуждает Алексей Кокорин.
«Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду».
Эту песню исполнительница главной женской роли Алена Митрошина пела еще в школьные годы на одном из театральных кастингов. Тогда девушка даже не мечтала, что выйдет на сцену Ленкома в образе Кончитты. Играет свою героиню, как и все артисты в рок-опере, с полной отдачей, как в последний раз.
«На словах «Кончитта ждала Резанова 35 лет» становится страшно. А готова ли ты сейчас ждать столько? Это необъяснимое чувство любви, безусловное, абсолютное, его очень хочется испытывать в жизни», – сказала Алена Митрошина.
Кончитта ждала Резанова 35 лет. «Юноне и Авось» на подмостках Ленкома – 40. Для искусства, как и для любви, кажется, нет времени. И не названа цена.
«Для любви не названа цена, Лишь только жизнь одна, жизнь одна, жизнь одна».