И чем оммаж отличается от отсылок и аллюзий
В искусстве часто повторяется то, что уже было. И это происходит не потому, что у авторов не хватает фантазии. Иногда отсылки, аллюзии помогают погрузить зрителя в контекст. Есть еще один схожий прием, который стоит отличить от упомянутых — оммаж. Рассказываем, что это, и делимся примерами.
.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Примеры оммажа
В искусстве оммаж (от французского hommage — признательность) — это работа-подражание, дань уважения другому художнику, музыканту, архитектору и другим творцам. Термин появился в феодальную эпоху и имел немного другое значение. Так называли присягу: будущий вассал с непокрытой головой и без оружия опускался на одно колено, складывал ладони и давал их в руки феодальному правителю (сюзерену). Он обращался к последнему с просьбой принять его в вассалы.
Оммаж в средние века был своеобразной клятвой верности. Это значение в современном контексте скорее является метафорическим. Оммаж часто используют в кино: режиссер воспроизводит известную сцену, чтобы отдать дань уважения работе автора оригинального фильма. Вы могли слышать такие словосочетания, как «оммаж немому кино» или «оммаж высокой культуре».
Так, фильм «Артист» 2011 года — оммаж немому кино. Кинокартина выполнена в черно-белой гамме, диалоги в ней используются редко, а некоторые сцены передают атмосферу начала 20-ого века.
Пример оммажа в изобразительном искусстве — серии литографий представителя поп-арта Роя Лихтенштейна в память о Пабло Пикассо. На них был изображен бык, но уже в другом стиле. Лихтенштейн не копировал работу, а старался представить ее так, будто Пикассо написал бы ее в 70-ые.
Еще один пример: работа 2017 года немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Он создал оммаж на картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Скульптура главной героини расположена перед панно, на котором изображены остальные участники «завтрака».
Чем оммаж отличается от аллюзий и отсылок
Отсылка — это деталь, фрагмент, который отсылает зрителя к другому произведению и этот прием позволяет погрузить в контекст художественного произведения. Но сама по себе отсылка не имеет цели отдать «дань» автору.
Еще один близкий по смыслу термин — аллюзия. Эта стилистическая фигура является намеком на какой-то литературный, исторический, мифологический или политический факт. Чаще всего используют крылатые фразы или цитаты, которые дополняют заложенный изначально смысл.