Войти в почту

Первое масштабное исследование хороших фильмов: что делает кино приятным зрителю?

В результате нового исследования Института эмпирической эстетики Макса Планка учёные выяснили, какие сентиментальные фильмы, создающие хорошее настроение, зрители считают типичными и какие факторы влияют на эмоциональный фон зрителей. В исследовании приняли участие около 450 участников из Германии, Австрии и немецкоязычных регионов Бельгии и Швейцарии.

Фото Unsplash

Жанр романтической комедии впервые подвергся исследованию учёных. «Хорошие фильмы» обычно отвергаются кинокритиками как сентиментальные и лишённые интеллектуальной ценности. Но аудитория признаёт и даже любит такие фильмы именно за создание хорошего настроения во время просмотра.

Ответы респондентов указывают на то, что романтические комедии обладают особенно высоким потенциалом для эмоционального подъёма.

«Любовь на самом деле», «Красотка», «Амели» и «Неприкасаемые» являются фильмами, создающими уютную атмосферу, которые зрители определили, как типичные. Результаты исследования дают представление о том, какими содержательными и формальными характеристиками должны обладать фильмы, чтобы зрители чувствовали себя особенно комфортно во время их просмотра.

«Помимо элемента юмора и классического хеппи-энда, хорошие фильмы можно вычислить по определённым повторяющимся сюжетным схемам и персонажам. Часто зрителей привлекают поиски настоящей любви, в которых возлюбленные должны проявить себя и бороться с неблагоприятными обстоятельствами, а также искать своё место в обществе, и которые в конечном итоге приходят к своей цели», – объясняет руководитель исследования и первый автор Кейван Сархош.

Фото Pexels

Эффект «хорошего настроения» создаётся не только благодаря романтике и юмору, но и благодаря драматичным моментам, которые сильно воздействуют на эмоциональный фон зрителей. В то же время эти аспекты мы часто видим в сказочной обстановке, что типично для жанра романтической комедии и легко воспринимается зрителями. Совокупность романтики, юмора и драмы можно считать аспектом хорошего фильма.

Результаты данного исследования опубликованы в журнале Projection. В статье подчёркивается, что многие люди смотрят романтические комедии, чтобы расслабиться и поднять себе настроение. Многие участники исследования согласились с тем, что, хотя фильмы с эффектом «хорошего настроения» могут быть сентиментальными, они небезвкусные и прежде всего технически хорошо сняты. В этом отношении позитивное использование жанрового ярлыка зрителями значительно отличается от преимущественно негативного взгляда профессиональных кинокритиков.