Войти в почту

Легендарный Мориарти: памяти Виктора Евграфова посвящается

Все его знали по блистательно сыгранной роли профессора Мориарти в телесериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Самому Виктору Ивановичу было досадно, что его ассоциируют только с этим образом. Поэтому давайте вспомним другого Евграфова. Благо, что это был человек с невероятно широким творческим размахом и удивительной судьбы. Он родился в семье военного летчика и поначалу сам намеревался пойти по стопам отца. Но после службы в армии выбрал другой путь и подал документы в ГИТИС. Однако жизнь по накатанной - это было не для него. Его манили приключения, авантюры, его судьба не раз делала повороты. Он был не только актером, спортсменом, каскадером и педагогом, но и необычным художником. И к этому своему призванию подходил очень строго. Около полутысячи работ, которые сам он счел неудачными, он сжег. Одна из его персональных выставок называлась "Мои несыгранные роли". Помню его "Автопортрет". Так же, как и многие другие картины - таинственные, странные, в переплетениях экспрессивных цветовых вихрей. Некоторые из них наводили ужас. И названия были соответствующие - "Непогребенные", "Сон вурдалака". К живописи Виктор Евграфов пришел уже в зрелом возрасте, после тяжелейшей травмы, полученной в 1996 году в Крыму на съемках картины "Империя орлов". - Состояние мое было отчаянное. Одеваться каждый раз приходилось по два часа. Душа рвалась от безысходности, - вспоминал Евграфов. - И я стал рисовать. Постепенно через рисунок пришло освобождение от духовной и физической боли. Это был стон моей души и вместе с тем - обретение чего-то нового, без чего не было бы продолжения жизни. И кажется, мне удалось воссоздать в этих образах свой мир - не сыгранных ролей, не реализованных желаний. А еще у него был талант рассказчика и яркий поэтический дар. На одно из его стихотворений друг Евграфова, композитор Александр Сосновский написал пронзительную песню "Афганская лазаретная". Сам Виктор Иванович не был на афганской войне. Но жизнь его сложилась так, что он не раз и не два был на грани жизни и смерти. А в своих киноролях умирал 13 раз. Образы, которые он создал в фильмах, были наполнены большой внутренней силой, духовностью и мистицизмом. Вспомнить хотя бы его роли молодого ученого Решетникова в фильме "Сегодня или никогда", Эдгара ("Лючия ди Ламмермур"), Полушина ("Девушка и Гранд"), Сергея ("Долгая дорога к себе"), Космича-Валюжинича ("Черный замок Ольшанский"), Чиликина ("В двух шагах от "Рая"). Может быть, одной из самых близких для него была главная роль в историческом фильме "Даниил - князь Галицкий". Еще более дорога была Евграфову его самая первая большая роль в кино - в фильме Игоря Масленникова "Ярославна, королева Франции". Здесь он сыграл монаха-книжника Даниила. На эту роль пробовалось около восьмидесяти актеров, среди которых был, например, Сергей Шакуров. Но режиссер отдал предпочтение молодому Виктору Евграфову, который на тот момент был никому не известен. И не ошибся. Когда в Куйбышеве, в кинотеатре "Художественный", показывали впервые этот фильм, вспоминал актер, его отец трижды ходил на премьерные показы. А потом сказал: - Только после третьего раза я поверил, что это мой сын. Многие полагают, что актерская профессия - одна из самых зависимых. У Виктора Ивановича было другое мнение: - Она дает прекрасную возможность для самовыражения. Особенно это относится к кино. Каждые съемки для меня - это переход в какое-то другое, измененное состояние. Чего в жизни не достает - доиграешь в ролях. Сам он считал, что он не до конца использовал свой потенциал в кино. Мечтал, например, поработать с Шукшиным. Не случилось - Василий Макарович так и не успел снять своего "Разина". Остались не воплощенными и некоторые театральные мечты Евграфова. Так, одно время он работал в Ленинградском ТЮЗе и рассчитывал сыграть Гамлета после ухода из этого театра Тараторкина. Не пришлось. Может, отсюда горькое название той его художественной выставки - "Мои несыгранные роли"? А вот еще одна сторона его таланта. Виктор Евграфов был известен как руководитель студии актерского мастерства в театре исторического трюка "Коловрат" в Тольятти. Он согласился преподавать там, не успев толком восстановиться после очередной тяжелой травмы, которую получил на съемках. Жизнь его была богата на события. Она была полна приключений. А их отсутствие он воспринимал как трагедию…

Легендарный Мориарти: памяти Виктора Евграфова посвящается
© СОВА